Прочитал на «Обозревателе» блог Ярослава Дубневича («Каждую неделю читаю о себе новый бред», https://www.obozrevatel.com/…/53986-kazhduyu-nedelyu-chitay…). Заинтересовал он меня тем, что автор не спешит кого-то обвинять или ввязываться в драку со СМИ, а описывает и ставит проблему. Мне эта проблема тоже интересна: как выжить в эпоху медиадарвинизма? Конечно, речь, прежде всего, идет о публичных людях – известных политиках, бизнесменах, активистах. Все тех, кто находится под прицелами журналистского и общественного внимания.
Если говорить о конкретном случае, о котором пишет автор в блоге, то статья в жанре так называемой разоблачительной журналистики становится для героя репутационным тупиком.
Сегодня в эпоху низких бюджетов, падения рынка журналистика разоблачений поставлена на поток, потому что подобная подача информации может удержать внимание зрителя. Помните известные «Скандалы, интриги, расследования» Глеба Пьяных на НТВ? Это и есть формула так называемых “muckrakers” или «разгребателей грязи»: сначала скандал, потом интриги, а до расследования может и не дойти. Расследование – это ведь узко, для профи, а потому не интересно. Основное отличие разоблачительной журналистики в низком уровне компетентности. Зачастую из детали пытаются раздуть расследование, а общая картина, то есть компетентность в конкретной сфере низкая.
Но меня интересует и другая сторона. Часто политики просят совета, как быть с ложью в медиа, которая бьет по репутации. И это очень важный вопрос. Та самая «пост-правда», бьет не только по конкретному политику или бизнесмену, а «унижает» в целом институт репутации. Конечно, наши политики должны еще этот институт выстроить. Политики, большой бизнес продолжает оставаться закрытыми. Имеются в виду и доходы, и декларации, и налоги. Отсюда надо начинать. Пока есть, что скрыто (помните слоган передачи Пьяных – «показать, все что скрыто»?) будет поле для вот такой низкопробной журналистики разоблачений.
Поэтому мой совет такой. Политика – это минное поле для репутации. В этом сенс отделения политики от бизнеса, о котором так много говорят. Далее, не секрет, что у нас политики не бедные люди. Но смысл богатства в условиях «пост-правды» уже не столько в его приумножении, сколько в том, как правильно и корректно богатством управлять. Богатые люди должны больше платить в бюджет, тогда и отношение к ним будет другое. Другими словами, мораль тут в том, чтобы общественная польза и общественные интересы поднялись выше в приоритетах и политиков, и бизнеса, и журналистов.

Подписывайся на рассылку новостей Страны на канале Telegram. Узнавай первым самые важные и интересные новости!