Смотрю, куда движутся банки и куда движутся наши банки.
В конце 90-х мне попалась на глаза книга Ханса Ульриха Дерига. Универсальный банк - банк будущего. Её автор, господин Дериг - крупный швейцарский банкир. Позже, с 2009 по 2011 год руководил банком Credit Suisse. Я ее прочитал за вечер и на следующий день послал в магазин еще за двумя десятками, которые раздал менеджменту своего банка. Тогда все казалось предельно ясным. Банки превращались в супермаркеты. Розница ставилась во главу угла. В отделениях продавалось все. Карты, кредиты, страховки, турпоездки, мыло и гвозди. Половина в онлайне по интернету. Параллельно создавались и расширялись всяческие инвестиционные подразделения. Рынки росли, росла капитализация. О нормативах никто не думал. Требования были не высоки. Да и половина из них покрывалась путем выпуска разных субординированных бумаг. Расходы никто не считал. Помню наш разговор с СЕО одного европейского банка, с которым мы в 2007-8 годах создавали совместный банк в Украине. Человеком очень умным и профессиональным. На мой вопрос зачем в бюджете закладывать расходы на IT на уровне 35 миллионов долларов на 2000 рабочих мест, мне был дан исчерпывающий ответ. Дядя, не парься. На Западе, капитализация банков удваивается каждых 3 года и о расходах давно никто не думает. Потом наступил 2008 год. Когда большинство американских, британских и европейских банков оказались фактическими банкротами. Все стало на свои места. Банки из магазинов сильпо стали снова возвращаться в свое классическое состояние. Распродавались целые подразделения, целые направления бизнеса и целые классы активов. Многое, например, работа с картами, ушло на аутсорсинг. В том же UBS, одном из крупнейших мировых банков вообще нет своих карт. От их имени выпускает финансовая компания. И с American Express они не работают. И небо не падает на землю. На первый план вышла надежность банка. Базель III, который начали внедрять в 2013 году, резко ужесточил требования как к капиталу, так и к методам его формирования. В банковский обиход вошло страшное слово compliance. То есть, проверки на соответствие требованиям закона и внутренним документам банка. С которого начинается процесс открытия любого счета и осуществление практически любой трансакции. Уже нельзя гонять деньги между счетами, как было раньше. Да и счет в нормальном банке открыть (и удержать его там) стало чертовски трудно.
Теперь о наших банках. При всех, конечно, условностях сравнения. У нас, по-моему, сейчас главный вопрос что будет с Приват 24 и как создать себе такой же, или даже лучше. И жизнь удастся. Бабло повалит. Не повалит. Как справедливо заметил один из великих розничных банкиров нашей Родины, правда уже бывший, по известной причине, не мне, мелкому разливщику айрана и всяких заквасок, учить их жизни. Я и не буду. Хотя обидно конечно уже лет 10 оплачивать чужую гениальность из своего кармана. Но вот что хочу сказать. Как клиент и неплохой клиент. Сколько киосков на Троещанский рынок не добавляй, как гирляндами их не обвешивай, сколько Мбит/с интернета туда не подводи, в ЦУМ он не превратится. И денег я туда не понесу. Как не носил никогда в Надру, в Вабанк, в Дельту и в Приват. Как не носил и не понесу в госбанки со всеми их госгарантиями. А понесу, сами знаете, куда я понесу. Хоть и под ноль целых, ноль десятых. И никакие высокие проценты, никакие фишки и примочки в банке не заменят его надежность, ликвидность и транспарентность. По крайней мере лично для меня и для сотен тысяч таких же страшно недоверчивых и нудных клиентов. Которые внимательно читают договора и даже то, шо мелким шрифтом. Именно которые и формируют ядро банковской системы в любой стране. А не “группа здоровья”, которая за лишних 5 процентов будет носиться между банками, сметая всё, и не частные предприниматели, перечисляющие в онлайне свои 2 тысячи гривен. Опыт показывает. Вот так.

Подписывайся на рассылку новостей Страны на канале Telegram. Узнавай первым самые важные и интересные новости!