Несмотря на процесс декоммунизации, некоторые принципы прошлого достаточно живучи в "верхах".
Речь, разумеется, не о социальной справедливости или недопустимости эксплуатации человека человеком. Тут все как раз "неолиберальным пучком".

Поговорим о "Дія.City". Соответствующий законопроект Рада приняла во втором чтении 15 июля, согласно которому в Украине вводится специальный правовой режим для субъектов IТ-индустрии (резидентов "Дія.City").

Законодатели решили, что каждый определит сам, стоит ли ему вступать в этот устроенный государством "бараний загон". Но при чем здесь "принципы прошлого"?

Ну, тогда колхоз тоже был "добровольным".

О реальном ІТ-потенциале страны

В последние годы нам упорно пытаются навязать идею Украины как некоего рая для айтишников, что проявилось даже в рекламных слоганах украинской делегации на Всемирном экономическом форуме в Давосе: "зерно и мозги", подразумевая под оными экспорт сельскохозяйственного сырья и аналогичного сырья цифрового.

Простыми словами, наши айтишники создают коды программирования, которые уже затем в западных офисах крупных информационных компаний превращаются в готовый программный продукт.

То есть это, по сути, тот же "сырьевой экспорт" "на подряде" с минимальным запросом на внутренние цифровые инновации со стороны реального сектора национальной экономики.

И ничего иного нашей стране в действующей системе координат пока "не светит", во всяком случае до тех пор, пока не будет проведена реиндустриализация с возрождением ряда старых отраслей и созданием новых, адаптированных к шестому технологическому укладу, которые и сформируют спрос на свой, национальный цифровой продукт.

Кроме того, отсутствие реального рынка стартапов, системы венчурного финансирования и бизнес-ангелов, слабость национального фондового рынка будут и дальше заставлять наших успешных программистов искать финансирование и рост капитализации для своих проектов в других странах.

На самом деле Украина никогда не входила в перечень государств, в которых может произойти существенный всплеск цифрового бизнеса.

То, что есть сейчас, – это осколки старых факультетов по кибернетике и прикладного системного анализа.
Есть очень четкие взаимосвязи перспектив развития ІТ-бизнеса, численности населения и уровня образования. И достаточно жесткие ограничители в виде удельного веса людей с математическими способностями в общей популяции (не более 5%). Но не все математики могут и/или будут программистами.

То есть реальный потенциал айтишников в Украине – примерно 1% от численности населения страны или до 400 тысяч человек максимум.

Эта численность сопоставима с количеством программистов в одном только индийском Мумбае.

Именно поэтому мы никогда не войдем в топ-список стран по объему генерации ІТ-услуг, где доминировать будут США, Индия, Китай и другие государства, вкладывающие средства в образование и науку и обладающие развитым социальным капиталом.

В Украине же ВНО по математике провалила треть учеников, а половина – не смогла сложить дроби с разным знаменателем.

С учетом демографического кризиса и опережающей деструкции в системе образования лет через десять от концепции "зерно и мозги" останется только "зерно".

За последние семь лет экспорт услуг ІТ-отрасли в Украине вырос с 1,2 млрд долл. до 5 млрд долл., но это пока еще 8% от общего показателя продаж товаров и услуг на внешних рынках нашей экономики.
Потолок роста здесь составляет примерно 10 млрд долл. в нынешних ценах, и темпы прироста уже начали снижаться.

Сумму экспорта нужно уменьшить на 1,5-2 млрд долл. – на величину импорта уже готового софта, чтобы оценить чистое сальдо по данному сектору.

В чистом остатке "цифра" приносит нашей стране +3 млрд долл. положительного торгового сальдо.

Впрочем, бюджетные поступления от работы сектора "цифрового сырья" в Украине – более чем скромные.
Как правило, айтишники работают в формате ФОП, а специальные компании, которые организовывают "подрядные работы" в Украине, оплачивают аренду офисов и обслуживание потребностей сотрудников – делают это за счет доходов, полученных ими в размере фактически понесенных затрат, то есть выходят в ноль, практически не уплачивая налоги.

Основной профит оседает на "зеркальных компаниях" с резиденцией в США, Ирландии, Нидерландах и других "удобных странах".

Именно эти компании заключают контракты с заказчиками на внешних рынках и порционно перечисляют деньги на их выполнение в Украину, оставляя себе основную прибыль.

В Украине же деньги получают компании по организации бизнеса (на упомянутую выше аренду) и непосредственно айтишники, которые платят 5% в виде единого налога, избегая таким образом уплаты подоходного налога (18%), военного сбора (1,5%) и ЕСВ (22%).

Компании, которые организовывают бизнес за счет оптимизации и работы в ноль, почти не платят налог на прибыль (18%) и с помощью арендных платежей за офис минимизируют уплату НДС (20%). По фонду оплаты труда они "светят" и то частично лишь зарплату административного персонала.

Важнее кардиохирургов

Что же предлагает государство? Простыми словами – "цифровой загон".
Правовой режим "Дія.City" устанавливается на 25 лет.

С учетом того, что новейшая история нашей страны насчитывает 30 лет, выглядит это почти как обещание херсонского атамана Грициана Таврического установить в Малиновке свободную экономическую зону (аккурат до прихода буденовцев). "

Дія.City", таким образом, будет сформирована за счет вошедших в нее ІТ-компаний – резидентов.
Видимо, формат "резидента камеди-клаба" прочно вошел в сознание нынешних депутатов.

Резиденты будут заключать со своими сотрудниками "гиг-контракты", в соответствие с которыми и будут реализовываться ІТ-проекты и выплачиваться вознаграждение. Сумма последнего не должна быть менее 1200 евро в месяц на одного сотрудника.

Резидент обязан подавать ежегодный отчет о своей работе, который заверяется аудитором, а все споры рассматривает специальная апелляционная комиссия.

По ставкам налогов: налог на прибыль в размере 18% или налог на выведенный капитал – 9%, налог на доходы физических лиц – 5%, военный сбор – 1,5% и ЕСВ, рассчитанный с минималки.

Есть "интересная" новация о так называемых "неконкурентных" действиях, согласно которой физлица-айтишники будут привязаны к своей компании обязательством не осуществлять "неконкурентные" действия как минимум 12 месяцев после расторжения гиг-контракта с ней, что существенно снизит трудовую мобильность специалистов, которые сейчас "кочуют" между заказчиками достаточно вольготно.

Нетрудно заметить, что данная модель создана в интересах крупных компаний и в ущерб самим айтишникам-фрилансерам, что и привело к митингам последних под стенами парламента.

Для аналогии: представьте, что всем мелким фермерам и самозанятым в сельском хозяйстве предложат "Зерновое Сити" и обязательное заключение с крупными аграрными трейдерами "тонно-контрактов" на продажу им своего зерна с обязательством несовершения "неконкурентных" действий в течение 12 месяцев с даты подписания договора.

Простыми словами, продавай "только мне" или делай паузу в работе на целый год.

При этом этим же трейдерам, работающим на внешних рынках и выполняющим крупные заказы с высокой маржинальностью бизнеса, почему-то предлагают ставку налога в размере 9%, в то время как все остальные субъекты в экономике платят 18%.

Да и узаконивание ставки подоходного налога, может, и выглядит логично в контексте мобильности "креативного бизнеса", но, как объяснить кардиохирургу, почему, делая операцию на сердце, он платит 18% подоходного налога, а не 5% и ЕСВ не с минималки, а со всей своей зарплаты?

Интересы крупных компаний понятны – в свете имплементации стандартов BEPS и системы обмена налоговой информацией схемы по международному структурированию бизнеса становятся дорогими и сложными, а по некоторым направлением – и невозможными.

Нужно создавать что-то "домашнее", но с минимальным налогообложением.

Кстати, отсюда и взялась ставка налога на выведенный капитал в размере 9% – примерно столько сейчас стоит оптимизация бизнеса с использованием контролируемых иностранных компаний (КИК).

Кроме того, вывести капитал даже без уплаты 9% будет достаточно легко – например, с помощью операций с ценными бумагами.

Сама модель "Дія.City" напоминает пещеру циклопа Полифема, который пересчитывал баранов на ощупь, когда те выходили пастись, при этом регулярно поедая тех путников, кто поверил в его гостеприимство.

Как известно, Одиссей перехитрил жадного гиганта, назвавшись "Никто".

Чтобы перехитрить государство в "заманухе" с "Дія.City", тоже придется наречься таким именем, иначе окажешься либо среди "сосчитанных баранов", либо среди "съеденных" – в зависимости от твоей полезности для общего "цифрового загона".

По следам Израиля

Как развивать креативную экономику, хорошо показал Израиль.
По данным Startup Genome, эта страна занимает второе место в мире по инновационному развитию после Кремниевой долины в США.

Тамошние чиновники не просто стимулируют эту сферу, выделяя 4-5% ВВП в год на научно-исследовательские изыскания (в то время как в Украине данный показатель колеблется в пределах 0,5-0,7%), но и создают для венчурного инвестирования максимально комфортные условия.

Как показал опыт Израиля, многолетняя война – это уникальный "инкубатор" для выработки на массовом уровне способности нестандартного мышления.

Превратить кризис в возможности – это ключевой принцип израильских стартаперов.

Инвестируя в развитие инноваций примерно 500 млн долл., израильское правительство достигло десятикратного эффекта мультипликации и не только вернуло потраченные государственные деньги, но и получило на выходе капитализацию рынка инноваций в размере 4-5 млрд долл.

На данный момент в Израиле ежегодно действует примерно 5000 стартапов, которые финансируются со стороны 250 венчурных фондов и 1000 бизнес-ангелов.

Основой инновационного развития страны является эффективная система образования, стимулирующая налоговая политика, защита инвестиций и титулов собственности.

Вложив 500 млн долл. в создание рынка инноваций, Израиль как государство все вернул с неплохой прибылью, получив как бонус высококонкурентный сектор экономики и дополнительные поступления в бюджет.

В нашем же случае государство создает максимально удобный формат для легальной оптимизации налогообложения крупных компаний, экономя затраты далеко не бедных корпораций на налогах, юристах и схемщиках, попутно формируя для них "загон" для стреноживания строптивых фрилансеров.

Без какого-либо эффекта как для самого фрилансера, так и пенсионера, ждущего повышения пенсий с помощью правильной модели взаимодействия государства и бизнеса.

Не говоря уже о колоссальной налоговой асимметрии для других секторов экономики и профессий, которые будут находиться не в "Дія.City", а среди ужасов "нашего городка" на общей системе налогообложения, продолжая из последних сил наполнять бюджет.

Подпишитесь на телеграм-канал Политика Страны, чтобы получать ясную, понятную и быструю аналитику по политическим событиям в Украине.