ЧТО МОЖЕТ ПОМЕШАТЬ СТИМУЛИРОВАТЬ СОЗДАНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ПАРКОВ

Во время внеочередного заседания Верховной Рады, вечером 15 апреля, был принят за основу законопроект № 4416-1 о внесении изменений в Закон Украины "Об индустриальных парках", направленных на привлечение инвестиций в промышленный сектор экономики путем внедрения стимулов в индустриальных парках. Своим мнением о предложенных изменениях в частности и индустриальных парках в целом с изданием "Комментарии" поделился вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей, эксперт Growford Institute Виктор Скаршевский.

Для развития экономики, промышленности, экспорта во многих странах применяются такие инстурментарии как индустриальные парки (ИП). Причем они не просто создаются, для них предусматриваются разные стимулы. Такие парки существуют в Китае, Южной Корее, Польше. В Турции их 415, в Венгрии – 210. Кстати, в Венгрии 30% ВВП формируют именно индустриальные парки.

В Украине закон об ИП принят давно. Но там не было прописано особых стимулов. Соответственно - не было особой заинтересованности для их развития.

У нас зарегистрировано 48 индустриальных парков, а рабочих - всего 7. А вклад их в экономику – мизерный.

Потому и возникла инициатива у нардепов (хоть логичнее было бы, чтобы она исходила от правительства) - принять ряд законопроектов для стимулирования создания ИП. Первый принят сейчас в первом чтении. Еще два, где прописаны таможенные и налоговые стимулы – пока на рассмотрении. Без принятия всех трех, в комплексе, ИП в полную мощность не заработают.
В том законопроекте, что принят 15 апреля, есть ряд существенных стимулов.

Так, предусматривается компенсация 50% затрат подключение и присоединение к электросетям. В Украине это - одна из больных тем при создании новых промышленных предприятий.

Также предусматривается компенсация процентных платежей по кредитам (в зависимости от доли экспорта продукции собственного производства в общем доходе от их хозяйственной деятельности).
Это важно с точки зрения стимулирования экспорта. Чем больше экспорта, тем больше компенсационный процент по кредитам.

И третий стимул - частичная компенсация инвестиций участников ИП в создании производства, осуществленных в течение первых трех лет хозяйственной деятельности в пределах индустриального парка.
Всё это – правильные стимулы.
Но есть опасения касательно перспектив принятия законопроектов в целом. И этого, и тех двух, что еще не проголосованы в первом чтении. И препятствовать этому могут наши международные обязательства перед МВФ, ЕС, а также Всемирной торговой организацией (ВТО).
Так, после принятия законопроекта о локализации в первом чтении, была бурная реакция со стороны ЕС и США. Мол, нельзя отдавать приоритет национальному товаропроизводителю, в частности машиностроению. Это якобы нарушает международные обязательства, взятые на себя Украиной.
Это же может повториться касательно законопроектов о стимулировании создания ИП. Та же ВТО может говорить о нарушении принципов конкуренции. А МВФ, хоть ИП работают во многих странах и показали свою высокую эффективность, вполне вероятно, будет упирать, что предлагаемые стимулы могут привести к увеличению дефицита бюджета.
В общем, реализацию правильной, хорошей идеи могут тормозить международные структуры.

Читайте Страну в Google News - нажмите Подписаться