Бюджет 2017. Анализ Доходной части бюджета.

Потратил более 10 часов времени чтобы детально изучить доходную и расходную часть бюджета. 1-й пост о доходной части.

Итак. Доходы сводного бюджета в 2017 году вырастут с 749 до 876.9 млрд гривен или на 17%.
Доходы государственного бюджета в этом году не будут выполнены, по причине провала доходов по спецконфискациям, грантам международных организаций. На рисунке представлена сравнительная таблица доходов бюджета 2016 и 2017. В поле план 2016 – плановые доходы гос.бюджета на 2016 год, в поле прогноз 2016 – моя поправка исходя из доходов бюджета за первые 7 месяцев 2016 года.

Теперь кратко тезисы по доходной части: Позитив и Негатив.
Позитив:
1. Наконец можно констатировать факт, что доходная часть бюджета 2017 сделана по реалистичному прогнозу. В предыдущие года обычно доходная часть занижалась. Затем под повышенные доходы государство пересматривало бюджет в сторону увеличения как доходной так и расходной части. Это позитив, который позволяет как минимизировать жёсткие несоответствия на стыке гос.бюджет-местные бюджеты, которые в 2016 году обходятся гос.бюджету в 30-40 млрд гривен дефицита, так и минимизировать так называемый плановый распил излишков бюджета под конец года, когда бюджет закрывает огромные суммы в конце года.

Негатив :
К сожалению нужно признать что негатива больше чем позитива:
1. Повышение налоговой нагрузки на экономику. В 2016 году уровень сборов в сводный бюджет планируется на уровне 32-33% ВВП, тогда как в 2017 году доходы сводного бюджета уже 33.9% ВВП. В первую очередь такое повышение вызвано отменой льгот по НДС для сельхоз производителей, которое оценивается в 1% ВВП. Акцизы вырастут на 0.8% ВВП (рост около 30%)
2. В дискуссиях с экспертами был отклонён перевод экономики на инвестиционную модель развития в виде замены Налога на прибыль налогом на выведенный капитал (ННВК). Основой отказа стала формулировка, что мол ННвк даст меньше доходов в бюджет. Но это уменьшение доходов оценивается не более 1% ВВП и как мы видим, это меньше поднятия валовой нагрузки на экономику. Т.е по сути Минфином сделан выбор : отказ от стимулирования экономики в угоду росту гос.расходов.
3. Просто обескураживает политика государства в газовой сфере. Нафтогаз как главный плательщик ренты на газ, в этом году получит порядка 35-40 млрд прибыли (прибыль за 1-е полугодие составила 21.8 млрд). При этом, государство планирует снизить собственные доходы от ренты газа в 2017 году, уменьшая ренту по газу с 50% до 29%. Фактически данным действием государство дарит Нафтогазу ещё порядка 10 млрд гривен прибыли. Одновременно с этим государство увеличивает расходы по энергосубсидиям (50.7 млрд на 2017 год). Фактически, подобное действие не что иное как перекачка денег налогоплательщиков из гос.бюджета в карманы Нафтогаза. То с чем вроде как государство изначально боролось! Зачем? Это большой вопрос, на который бы мне очень хотелось бы получить ответ.

и на последок. Уже 2-й год государство пытается заработать на конфискациях. В 2017 году опять выставлены в доходную часть 10.5 млрд дохода от спец.конфискаций. В текущем году из 7.7 млрд заявленных к доходам - получено мизер. Сможет ли государство получить доходы по этой статье? Под большим вопросом.