Около 250 млрд грн поступлений правительство получило за счет непродуктивных источников: дивидендов от госпредприятий, прибыли НБУ, транша МВФ, средств от продажи ОВГЗ. Деньги были и летом, судя по остаткам на казначейских счетах все было хорошо. Теперь у нас провал.

В прошлом году дыра составила 30-40 млрд грн. Сейчас к концу года она может быть в два раза больше. Куда ушли деньги понятно. Это "Большая стройка", дороги – известно, насколько "эффективно" деньги расходовались.

Деньги шли и по "ковидному" фонду, и из бюджета, и из кредитов, и за счет своих ресурсов. Вторая пробоина – погашение внешних долгов. 

Сейчас на казначейском счету сумма, которая в четыре раза меньше обычной для этого периода.

Если взять бюджетный процесс, то у нас состояние двуликого Януса. С одной стороны, депутаты делают вид, что спасают население и экономику от кризиса. Принимают бюджет с дефицитом 300 млрд грн, почти 8% ВВП.

В этой цифре в период кризиса, войны, эпидемии или другого потрясения для развивающейся страны ничего страшного нет, он может быть и 10%.

Дефицит нарисовали, а под нее нужна реальная бюджетная политика Минфина. Там сидят птенцы гнезда соросова и у них на столе методичка экономиста Джеффри Сакса для развивающихся стран. В ней указана фискальная консолидация, первичный профицит бюджета, сокращение социальных расходов, инвестиции перекладываем с плеч государства на плечи бизнеса.
Фискальная консолидация – это низкий дефицит бюджета.

Первичный профицит бюджета, это когда доходы превышают расходы за вычетом денег на обслуживание долга.

Методичку открывают и говорят депутатам, чтобы выкусили: дефицит будет 200 млрд или 5% ВВП.
С одной стороны, экспансионистская бюджетная политика депутатов в законах. С другой, рестрикционная политика сжатия в действиях Минфина. Переходника между этими политиками нет.

Методологически же наши политики и эксперты еще где-то в 2007 году, когда главным для бюджета было выполнение по доходам и по дефициту.

Сейчас же все говорят о необходимости выполнения бюджета по расходам, а доходы и дефицит вторичны. В кризис частный сектор сокращает расходы и их должно увеличивать государство, выступать компенсатором.

Важный вопрос, как проводить денежную эмиссию.

Есть такой механизм, как монетарно-бюджетная трансмиссия или расширенное правительство. Когда НБУ и правительство работают в спайке и плановая эмиссия идет по четкому каналу.
"Эмиссия происходит все время, - напоминает экономист. - Вопрос в том, куда деньги идут. Сейчас они идут в виде рефинансирования и заработка на марже в банковскую систему, в пользу нерезидентов, которые продают ОВГЗ, на валютный рынок. Но никогда еще она не была в интересах экономики, населения, малого и среднего бизнеса.

Можно провести реструктуризацию долгов, сбавить нагрузку. Но власть упорно не хочет рассматривать этот вариант. Якобы, это закроет нам доступ на внешние рынки заимствований. Но там мы и так ничего не можем одолжить. На деле же реструктуризация лишает власть ореола признания на Западе и это уже причина политическая.

Мы рано или поздно поймем, что вне реструктуризации нет вариантов для нашего развития. Государство должно аккумулировать деньги для внутренних инвестиций. Но не сможет этого сделать, пока тратит их на долги.

Нет внешних кредитов, эмиссии боимся, скрытая с проблемами не справляется, а реструктуризацию проводить не хотят. Путь, который выберет власть, секвестирование бюджета, начиная с местных, и его десоциализация.

Сейчас создают наполовину естественный, наполовину рукотворный бюджетный кризис. Чтобы сгустить краски и поставить Украину перед выбором, ввести людей в пограничное состояние и сказать, что без кредита МВФ мы не выживем, а его дадут при сбалансированном бюджете, с низким дефицитом. И начнут секвестировать. С местных. Потом социальные программы. Программу повышения зарплат учителям уже перенесли на год. Дальше, возможно, индексация пенсий и субсидии.

Читайте Страну в Google News - нажмите Подписаться