По следам Послания Президента о внутреннем и внешнем положении Украины
(о экономике и налоговой политике государства)
Атмосфера. Глава государства, больше всех аналогов в новейшей истории растерявший за полтора года в симпатиях и поддержке украинцев, говорил почти час. Выступал весьма виртуозно как актер и излишне эмоционально для политика такого уровня. Значительная часть доклада, по вполне понятным причинам, посвящена непрофильным поводу выступления констатации успехов и побед, а также колким ответам своим политическим оппонентам и критикам. Последнего было с лихвой, очевидно накипело - оппонирующая консолидация «старого политбомонда» действительно чрезвычайная, как и почти хамские выкрики и комментарии из зала. Телесуфлеры лишь мешали, позволяя говорить бегло, но скрадывая выигрышную для Зеленского искренность выступления. Но в итоге вышло далеко не провально.
Собственно о ситуации в экономике в целом и о налогах в частности говорилось удивительно мало и скупо. Суммарно от силы минут семь-восемь, а если отрецензировать «рекламу достижений» (кстати иногда вполне заслуженных, как то рынок земли, приватизация спиртовой отрасли и концессии морских портов, новые цифровые услуги, кредитование бизнеса (программа 5-7-9%) и граждан (ипотека под 10%), индексация пенсий, Большая стройка и прочее), то и того меньше. При этом, четко очерченного видения дальнейшего развития экономики, увы, увидеть и услышать так не удалось, а оценка текущего состояния вообще слабо коррелировала с реальностью. Так, Президент утверждал, что падение национальной экономики меньше, чем в странах ЕС. Однако, озвученные вчера Евростатом данные говорят об обратном – во втором квартале текущего года из 27 стран – участниц ЕС более половины (14 юрисдикций) имеют падение ВВП менее 10%, в то время как Украина (по данным НБУ) - минус 11,4%.
Теперь подробнее о том, что же конкретно звучало в Послании Президента (в порядке хронологии):
- налоговые и таможенные преференции для Донецкой и Луганской областей. Очевидно, что весьма сомнительная идея свободной экономической зоны Донбасс не теряет актуальности, при этом законопроекты на эту тематику (№№ 1096 и 1097) пылятся в парламенте с августа прошлого года;
- похвальная приверженность paperless – стратегии, что в результате приведет к оказанию 100% государственных сервисов в электронном формате;
- украинцев ожидает еще одна, простите, зона – на этот раз виртуально-экономическая под названием «Дияcity» с особым налоговым режимом и направленная на поддержку так называемых креативних отраслей. «Дияcity» уже длительное время раскручивается правительством в медийном пространстве, однако конкретных законопроектов от исполнительной власти не можем дождаться с прошлого года;
- закон о игорном бизнесе принесет в бюджет-2021 целых 5 млрд грн. Удивительно, а в июньском проекте стратегии Министерства финансов под пикантным названием «Самодостаточность» фигурировала сумма в 4 млрд грн, хотя в свои лучшие времена игорка не платила в бюджет более 1 млрд;
- следующие две недели станут эпохальными, правительство представит итоги экономического «аудита государства» (жаль, что практически никто не знает, что скрывается за этим ребусом) и Экономическую стратегию – 2030 (в условиях, когда не понятно чем и как закончиться коронакризис, указанные документ можно смело относить в раздел «фэнтези»);
- в очередной раз (четвертый или третий) Гарант Конституции демонстрирует внешнюю решимость в поддержке налога на выведенный капитал и проведении нулевого декларирования, при этом опять перепоручая указанные вопросы КМУ. Однако стоит напомнить, что во-первых, правительство за последние 14 месяцев практически отказалось от функции формирования налоговой и таможенной политики (на сегодня из 41 принятого закона, где профильный парламентский комитет был главным, лишь 6 имеют авторство правительства да и те, кроме реализации FATCA, носят характер малозначительных). Во-вторых, внешние кредиторы забраковали проект бюджета-2021 и появления новых опций, потенциально расширяющих его дефицит, не выглядит сколько-нибудь вероятным. А значит станиславское «НЕ ВЕРЮ» будет вполне уместным.
Вот собственно и все, не считая электорально полезных «врачам зарплата в 25 тысяч» (с перспективой не обидеть учителей и научных работников) и расширение Большого строительства на культурные и спортивные объекты (подпроект «Украина - чемпион»). Ни слова о налоговой реформе как таковой, о возможном снижении налогов на труд, о ликвидации налоговой милиции и создании Бюро финансовых расследований или о длящейся годами комплексной реформе контролирующих органов, не говоря уже о поддержке бизнеса в период кризиса.
С таким подходом экономическая и налоговая политика государства вряд ли станет предметом гордости нынешнего правящего истеблишмента, а украинских налогоплательщиков ожидают смутные времена неопределенности и выживания. С другой стороны, до конца каденции действующего Президента еще три с половиной года, а чудеса (после победы над сборной Испании) еще случаются.
Ах, если бы мы могли видеть жизнь, а не ситуацию! (Станислав Ежи Лец).

Читайте Страну в Google News - нажмите Подписаться