Не далее как завтра в силу вступает закон, предусматривающий введение института уголовного проступка. В теории он должен обеспечить быстрое расследование уголовных правонарушений небольшой тяжести, а также дать следователям возможность сосредоточиться на раскрытии тяжких и особо тяжких преступлений.

Идея хорошая, но больно уж депутаты у нас талантливые. Не под силу обычному человеку родить отличную идею, которую законотворцы не смогли бы испохабить кривой реализацией. Так, в общем, оно и получилось.

Закон этот, к слову, должен был еще первого января 2020-го в силу вступить. Накануне, однако же, выяснилось, что органы уголовной юстиции, которым и доверили расследование уголовных проступков, абсолютно не готовы к осуществлению этой деятельности.

Но вернемся к самому документу. Он буквально кишит недоработками, а потому насытит и без того проблемное наше законодательство пробелами и противоречиями. Описание всех коллизий, по моим скромным подсчетам, заняло бы пятьдесят с лишним страниц. Отринув юридическое занудство, остановлюсь лишь на тех, что не согласуются с Конституцией Украины.

Начнем с того, что Основной Закон вообще не содержит такого понятия, как «уголовный проступок». Конституция оперирует понятием «преступление». И тут начинаются проблемы.

Так, согласно Конституции, никто не обязан доказывать собственную невиновность в совершении преступления. А вот на уголовные проступки сие не распространяется. Не исключено, что именно тебе, дорогой читатель, придется доказывать свою невиновность. Не соберешь убедительные доказательства – понесешь наказание. Мелочи жизни, правда?

А еще, к примеру, 29-я статья Конституции Украины разрешает содержать лицо под стражей в течении 72- часов до решения суда лишь в том случае, если это необходимо для предотвращения или прекращения преступления. О предотвращении или пресечении уголовного проступка там, как вы уже догадались, не сказано.

К чему это может привести? Захочет, к примеру, мертвецки пьяный гражданин сесть за руль, а полицейский не сможет задержать этого горе-водителя с целью предотвращения нарушения. Ведь это противоречит Конституции.

Зато президенту, судьям и народным депутатам повезло заиметь аналог индульгенции. Мы ведь с вами помним, что соответствующие негативные последствия для этих должностей возникают лишь в случае совершения ими преступления. Но ведь многие сегодняшние преступления уже завтра станут проступками. Если наказание не связано с лишением свободы или штрафом, превышающим пятдесят одну тысячу гривен, то бей посуду, я плачу! Мелочь, а приятно.

И это лишь малая часть проблем закона об уголовных проступках. Но юмор ведь в том, что депутатам о них прекрасно известно. Главное юридическое управление аппарата Верховной Рады неоднократно указывало на имеющиеся недостатки.

Президент даже целую комиссию по вопросам правовой реформы своим указом создал. Поручил ее членам закон этот до ума довести. Может у них желания не было, а может и мозгов, но времени прошло достаточно, а воз и ныне там.

Есть, правда, закон, исправляющий весьма скромный процент ошибок. Техническая замена терминов в законодательстве и не более того. Но даже этот документ президентом еще не подписан, а потому завтра в силу наверняка не вступит.

Такой вот парламент мы с вами избрали. Их профессиональный уровень ограничивается введением новых праздников и переименованием «декоммунизированных» городов. На большее эти люди просто не способны.

Подпишитесь на телеграм-канал Политика Страны, чтобы получать ясную, понятную и быструю аналитику по политическим событиям в Украине.