Десять итогов Всеукраинского Крестного Хода 2016 года
Я уверен, что в 2016 году из событий в Украине, более значимого позитивного общественного, чем Крестный Ход - не было и не будет.

Я не был при разговоре, когда, как и с каким смыслом задумывался Крестный Ход.

Думаю, это произошло в Киевской метрополии Украинской Православной Церкви. Но я стал участником и свидетелем того, чем стал Крестный Ход Украинской Православной Церкви.

Это был ВЕЛИКИЙ день в истории Украинского Православия, в истории Украинской Православной Церкви.

27 июля 2016 года навсегда войдет в историю Украины, как торжество духа Украинской Православной Церкви. Как высокий духовный подвиг духовенства и верующих УПЦ, единения православных Украины – всех вместе.

Гениальность Всеукраинского Крестного Хода 2016 года – в объединении двух принципиальных идей.

Первая. Совместная молитва за мир.

Вторая. Единение Украины способом движения двух колон Крестного Хода, с Запада Украины, от Свято-Успенской Почаевской Лавры и с Востока Украины – от Свято-Успенской Святогорской Лавры – в столице государства, в Киеве, на Владимирской горке в Свято-Успенской Печерской Лавре.

Раньше я предполагал, а теперь я всецело уверен. Всеукраинский Крестный Ход – ЭТО БЫЛ МИРНЫЙ ПРОТЕСТ.

Это был Всеукраинский протест за мир и против войны.

Это был Всеукраинский протест против того, что украинский православный народ, людей разных национальностей, пытаются разделить на «правильных» и «неправильных» - а именно, на «более патриотичных» и на «менее патриотичных» православных граждан Украины.

Это был Всеукраинский протест Украинской Православной Церкви против сегодняшних наглых, хамских действий нынешней украинской власти.

Это был протест нашей Церкви против циничного, барски-покровительского наблюдения власти за многоходовой комбинацией по захвату храмов Украинской Православной Церкви.

Этого никогда бы не произошло без молчаливого согласия власти. Кульминацией захватов запланировали принятием антиконституционного законопроекта № 4128 об изменении подчиненности религиозных общин.

Это был протест нашей Церкви против действий власти в отношении законопроекта № 4511 «об особом статусе религиозных общин», принятие которого может легализировать государственное управление Церковью, что предельно антиконституционно.

Это был протест нашей Церкви против действий И власти, И всех поддерживающих ее радикалов, которые последние два года ведут грязную и наглую кампанию дискредитации Украинской Православной Церкви. Видя в Церкви причину того, что не все в Украине за войну.

А ведь Украинская Православная Церковь и есть украинский народ. Она - часть общества и не может от него отличаться.

Когда я слышал слова Порошенко 28 июля 2016 года на Владимирской горке о том, что «наша страна за 25 лет показала преданность демократии, ... и демонстрирует сейчас уважение прав и свобод граждан, религиозную толерантность» - я вспоминал:

- «толерантность государства» в отношении захватов храмов Украинской Православной Церкви.

- «толерантность государства» в отношении прав и свобод верующих, когда гарант Конституции Порошенко ни словом не обмолвился о решении Бориспольского городского совета от 22 июля 2016 года о запрете Крестного Хода (мирного шествия) в г. Борисполе.

А ведь запрещать что-либо в Украине может только суд.

И наконец, я вспоминал «толерантность государства» в контексте обращения парламента от 16 июня к Вселенскому Патриарху об автокефалии какой-то украинской церкви.

Никто не подумал во власти, что это плевок в лицо Украинской Православной Церкви. Им там все равно.

А это был ПЛЕВОК.

Начинаю подводить итоги.

Пусть клевещут те, кто считает, что на Всеукраинский Крестный Ход в Киеве 27 июля вышло менее 100 тысяч человек, как утверждаю я.

Колонна Единого Крестного Хода шла от Владимирской горки к Печерской Лавре более 2 часов.

Когда голова колонны уже 20 минут находилась на территории Успенской площади Киево-Печерской Лавры, люди все еще оставались на территории Владимирской горки.

Я показывал реальное видео.

Людская река.

Людское море.

Люди, в жару и под палящим солнцем, вместе. Духовенство и верующие.

Нескончаемая река Украинской Православной Церкви от Владимирской горки к Киево-Печерской Лавре.

Это было самое важное. Высокий акт единения Церкви. День триумфа Украинской Православной Церкви, когда мы за многие смутные дни поняли, сколько нас и что мы можем быть вместе.

ПЕРВЫЙ мой вывод.

ВЕРУЮЩИЕ.

Те, кто вышли на Всеукраинский Крестный Ход, в Киеве и в городах Украины, продемонстрировали:

- они верят в Бога и верят Украинской Православной Церкви.

- они за мир и против войны.

- они сознательно и в полном объеме отрицают весь огромный вал черной журналистики и хамских уничижительных выступлений ГОСУДАРСТВЕННЫХ служащих Украины против Всеукраинского Крестного Хода и Украинской Православной Церкви.

- они – все те, кто шел весь Путь или шел в отдельных городах во Всеукраинском Крестном Ходе. И те, кто прошел в Киеве.

Особенно унизительной была ситуация в столице нашей Родины.

Людская река, людское море от Владимирской горки к Киево-Печерской Лавре – это то, что видели все, и что я Вам показал. А до этого – унизительные металлоискатели, человеческие пробки под ними, проверка документов и изъятие воды.

Что это значит? Что на Крестном Ходе от Владимирской горки к Киево-Печерской Лавре людей могло быть БОЛЬШЕ.

Сто тысяч людей прошли металлодетекторы и выбросили свою воду, чтобы пройти свой Крестный Ход.

Я не говорю, что меры безопасности не были нужны, но их надо было продумать по-человечески, и об этом ниже.

Телеканал «Интер» организовал высокопрофессиональную трансляцию, и она собрала ДОЛЮ 24,7% по аудитории 18+ (Украина). То есть за праздничной службой в эфире "Интера" наблюдали более 4 МИЛЛИОНОВ телезрителей.

Считаю, что и они поучаствовали во Всеукраинском Крестном Ходе, что для многих людей, живущих не в Киеве, было реальной возможностью.

Людей на Всеукраинском Крестном Ходе, тех, кто прошел в Киеве, могло быть и больше, если бы не активность радикалов. Например, 27 июля в 10 часов вечера неизвестные заблокировали выезд из Одессы автобусов с паломниками, хотя части автобусов удалось прорваться. Были блокированы автобусы в Раздольном и Котовске. Правоохранители при действиях радикалов – бездействовали.

ВТОРОЙ вывод.

Действия ВЛАСТИ.

Протоиерей Виктор Земляной, ответственный за урегулирование межконфессиональных конфликтов Ровенской епархии, который вел одну из колон Всеукраинского Крестного Хода, у меня в эфире 29 июля прямо заявил, что в определенный момент, под Киевом чувствовал и понимал – кто-то прямо работает против того, чтобы Всеукраинский Крестный Ход вошел в Киев.

Металлоискателей в Киеве было НЕ ДОСТАТОЧНО.

Да, власть была обязана предпринимать меры по безопасности Крестного Хода, и я благодарен ей за то, что никакой трагедии не случилось.

Но большее количество металлоискателей не создавало бы унижения верующих.

28 июля на Владимирской горке выступил Порошенко. Выше я упоминал об этом.

В его речи было два момента.

В ней было упоминание об обращении парламента к Вселенскому Патриарху, и Порошенко фактически поддерживал это обращение словами – «государство аргументировано обратилось к патриарху». Он фактически сказал, что рассчитывает на прямое руководство церковью из Константинополя.

От Церкви Порошенко потребовал определяться со формулировками. Он предложил найти словосочетанию «нашествие чужестранцев» церковный аналог.

Во время Всеукраинского Крестного Хода имела место беспрецедентная пиар-кампания против Крестного Хода при участии государственных служащих Украины.

Подчеркиваю: ГОСУДАРСТВЕННЫХ служащих, а не дворовых хулиганов.

10 июля Зорян Шкиряк из МВД написал в Facebook, что все, что связано с Украинской Православной Церковью – «зло для Украины». Другой советник Авакова и депутат парламента от «Народного фронта», Антон Геращенко в 11.07. в Facebook назвал свой текст «что делать с поп-парадом?».

Были и другие оскорбления.

Наглая и оскорбительная кампания в СМИ против Крестного Хода совершенно не принимала во внимание права верующих Украинской Православной Церкви.

За нами фактически не признавали никаких конституционных прав.

Участникам Крестного Хода создавали репутацию государственных преступников и изменникам Родины. Тогда как люди просто шли и молились за мир.

В ходе Всеукраинского Крестного Хода возникло несколько кризисных ситуаций с участием радикалов.

26 июля около села Большая Александровка, где верующие восточного крыла Крестного Хода остановились в местном храме на ОБЕД, их атаковали люди в футболках «Автомайдана».

Самая кризисная ситуация возникла около города Борисполь. По иконе Божьей Матери бросали разные предметы.

Буду объективным и скажу, что правоохранители и служащие Нацгвардии защищали Крестный Ход. Но этого недостаточно. Где меры реагирования в отношении радикалов?

Какие законы Украины нарушали те, кто нес Божью Матерь?

После Крестного Хода власть позволила себе угрозы в отношении меня и Союза Православных Журналистов. Советник министра внутренних дел и народный депутат от Народного фронта Антон Геращенко написал в Facebook 27 июля о том, что «над работой этой общественной организации есть смысл понаблюдать специалистам из СБУ и Службы внешней разведки Украины. Проект "Миротворец" уже внес эту организацию в план для пристального изучения ее роли в попытке разжигания межрелигиозной вражды в Украине».

Союз Православных Журналистов назвал слова Геращенко: «прямой угрозой журналистам СПЖ и свободе слова, носителями которой они являются» и оставил за собой право обратиться в суды – вплоть до международных – с исками о клевете и нарушении Конституции вкупе с украинскими законами и нормами международного права.

ТРЕТИЙ вывод.

Ясный и четкий ответ Вселенского Патриарха на обращение парламента о так называемой «автокефалии».

Официальный представитель Вселенского Патриарха архиепископ Телмисский Иов был участником Крестного Хода Украинской Православной Церкви. Он сослужил Предстоятелю Украинской Православной Церкви Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию за Всенощной, а потом - за Божественной литургией.

И он НЕ БЫЛ на Крестном Ходе Киевского патриархата.

Что это значит?

Константинополь послал сигнал. Патриарх Варфоломей решил, с каким КРЕСТНЫМ ходом ему быть. В этом Крестном Ходу и правил владыка Иов.

И владыка Иов увидел своими глазами КОЛИЧЕСТВО людей на Крестном Ходу Украинской Православной Церкви и Киевского патриархата и мог сравнить, КАКАЯ Церковь – действительно народна.

ЧЕТВЕРТЫЙ вывод.

Сравнение с Крестным Ходом Киевского патриархата. Только два аргумента.

Я уже написал, что колонна Крестного Хода шла от Владимирской горки к Лавре более ДВУХ часов. Если посмотреть на крестный ход УПЦ КП на Михайловской площади, то от момента, как голова колоны достигает площади, до момента, когда последний человек из ходы покидает ее, проходит всего 23 минуты. Прихожан в колоне было не более 30% от всего количества, остальные - священнослужители и охрана шествия.

В колоне КП, помимо хоругвей и икон, несли партийный флаги «Правого сектора», Свободы. Так кто же политизировал Крестный Ход?

ПЯТЫЙ вывод.

Порошенко ошибается, требуя от Церкви определяться из формулировками, предлагая найти словосочетанию «нашествие чужестранцев» церковный аналог.

Порошенко ошибается.

Церковь с формулировками – определилась.

Блаженнейший Митрополит Онуфрий благословил молитву за мир в Украине.

Это молитва не «чужестранцев», а из Требника Петра Могилы, составленного и изданного в 1646 году.

В ней есть такие слова: «приими молитву страстотерпцев святых Бориса и Глеба, научающих не поднимати руки своея на брата своего».

Что здесь не понятно?

В ней есть такие слова: «наипаче приими молитвенный Покров Пресвятыя Матере Твоея, Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, Ея же непостыдным предстательством люди Твоя многажды избавленни быша от всякия вражды и междуусобныя брани».

Что и здесь не понятно?

ШЕСТОЙ вывод.

Позиция УГКЦ.

24 июля 2016 года глава УГКЦ Святослав Шевчук официально заявил на информационном ресурсе этой Церкви: «Если мы присмотримся к Крестному Ходу, которую организовала УПЦ в Украине, то, очевидно, даже у верующих людей возникнет много сомнений. И, думаю, небезосновательно опасения многих в том, что участников шествия могут использовать как инструмент для какой-то еще не объявленной, не декларируемой цели, как это уже было на Донбассе в недавнем прошлом. Тревогу вызывает именно нерелигиозный аспект этого шествия. Мы все помним, как в начале войны на Донбассе агрессор использовал тактику живого щита (использовали старцев, женщин, даже детей, как щит для вооруженных преступников). Такое поведение является просто верхом цинизма».

Я, журналист Вячеслав Пиховшек, констатирую, что это заявление главы УГКЦ – действительно «является просто верхом цинизма».

Он абсолютно сознательно подыграл всем врагам Крестного Хода.

В Крестном Ходе не было НИЧЕГО, кроме религиозного смысла.

В Крестном Ходу шли разные люди, граждане Украины разных национальностей, которых объединяло единое желание быть с Украинской Православной Церковью.

Это были люди разного возраста, молодые и пожилые, были и дети.

Сравнение Шевчука – неприемлемо.

Никто никого не использовал, как щит. Все сравнения с войной являются просто аморальными.

Повторю: это факт - то, что глава УГКЦ лично абсолютно сознательно подыграл всем врагам Крестного Хода.

Он за три дня до Крестного Хода, а его заявление было 24 июля – настраивал людей против Крестного Хода. И сделал это ЛИЧНО.

СЕДЬМОЙ вывод.

«Во всей красе» проявили себя и некоторые журналисты.

«1+1» и 5 канал, в разы занизившие количество участников Крестного Хода в Киеве.

Мищенко, 28 июля написавшая: «была история про Крестный ход, которую нам рассказывал телеканал Интер с Анной Безлюдной (давний партнер РПЦ), Вячеслав Пиховшек, российские церковные ресурсы. Они преподносили это, как ход за мир, чуть ли не как Пасху, при этом неуклонно повышая уровень размытости в формулировках, за кого идем, против чего».

Особый цинизм этой журналистки: «в устах спикеров УПЦ МП ход был чуть ли не противостоянием силам мирового зла. Эту историю между собой обговаривали священники и мыслящая часть паствы УПЦ МП. «Когда по улицам Киева пройдут люди, которых я вижу на фото, то очень многие убедятся в том, что социальная база УПЦ сегодня - мракобесы», - говорил автору один грамотный священник».

Имя этого священника журналист, конечно, не называет.

ВОСЬМОЙ вывод.

Среди «наездов» на Украинскую Православную Церковь можно было прочитать и то, что Крестный Ход финансировали некоторые олигархи.

Скажу, что если богатые люди Украины финансировали это Благое Дело, то они поступили правильно.

А тем, кто во всех несчастиях Украины обвиняет, в частности и олигархов, стоит запомнить:

Ни одни деньги не выводят людей на Крестный Ход. Сотни тысяч людей вышли на Крестный Ход своей Украинской Православной Церкви потому, что это их Церковь, их добровольное желание и их Крестный Ход.

ДЕВЯТЫЙ вывод.

Люди Украинской Православной Церкви.

В окончание статьи я обычно выношу ГЛАВНОЕ.

Я благодарен Богу, что мне за последние недели удалось познакомиться с людьми, с которыми я в силу обстоятельств и личного недопонимания никогда ранее не пересекался.

Конечно, я понимаю, что организовать сам Крестный Ход была масса организационной работы. Ее провели на высочайшем уровне.

Конечно, я осознаю, что организовать информационное сопровождение Крестного Хода - было организационно очень сложно. Люди работали на пределе, преодолевая трудности.

Хочу сказать о священниках.

Моими гостями в студии были.

Протоиерей Виктор Земляной, ответственный за урегулирование межконфессиональных конфликтов Ровенской епархии.

Архимандрит Иоасаф (Ковецкий), клирик Свято-Троицкого Браиловского женского монастыря.

Эти священники вели Западную и Восточную колонны Крестного Хода.

Владыка Николай, епископ Васильковский, викарий Киевской Митрополии, руководитель информационного отдела Киевской епархии.

Протоиерей Александр Бахов, главой юридического отдела УПЦ.

Николай Данилевич, спикер Отдела внешних церковных связей УПЦ.

Протоиерей Владислав Диханов, глава Синодального отдела УПЦ по социально-гуманитарным вопросам.

Архимандрит Алипий, настоятель Киевского храма святых апостолов Петра и Павла на Нивках.

Мои личные обстоятельства таковы, что мне хорошо известен мир украинской журналистики, государственных служащих и банковского сектора, меньше, в некоторой степени – преподавателей философских дисциплин, и также достаточно – военно-промышленного комплекса, отечественной дипломатии и бюджетообразующих отраслей промышленности.

Я открыл для себя особых, ни на кого не похожих людей. Священников Украинской Православной Церкви. Умных, проницательных, принципиальных и верующих.

Они совсем, ну совершенно не похожи ни на кого, кто работает в украинской журналистике, на госслужбе и в банковском секторе, преподает философские дисциплины, трудится в военно-промышленном комплексе, дипломатии и бюджетообразующих отраслей промышленности.

Общение с такими людьми может научить много каждого, кто желает новой науки, нового знания и нового понимания.

ДЕСЯТЫЙ вывод.

ЦЕРКОВЬ.

Украинская Православная Церковь выходит из катакомб.

Сейчас бессмысленно обсуждать, много ли, достаточно ли сделала Украинская Православная Церковь, чтобы ее не просто государство не трогало, но и уважало.

Украинская Православная Церковь начала делать так, чтобы ее и не трогали, и уважали.

Буду работать так, чтобы ее сопровождал успех.

Спасибо всем, кто помог мне сделать телемарафон «Крестный Ход Украинской Православной Церкви 2016 года» и всем, кто меня смотрел.