"List der Vernunft" и "черный лебедь"

В переводе это выражение означает "лукавый разум". Гегель имел ввиду, что человеку предоставлена свыше свобода поступать в соответствие со своими страстями, интересами и заблуждениями. Но! В конечном итоге глупость, легкомыслие и волюнтаризм все равно льют воду на мельницу исторической неизбежности - человек получает совсем не тот результат на который рассчитывал.
Возможно, Гегель пытался описать нечто вроде механизма возникновения "черных лебедей" задолго до Насима Талеба.
Непрогнозируемая, роковая случайность прилетает на черных крыльях тогда, когда люди совершают действия, руководствуясь планами и прогнозами своего "лукавого разума".
Когда я слышу аргументацию наших парламентариев в пользу принимаемых ими законов о земле, о мове, о СМИ..., я думаю, откуда такая уверенность, что они на выходе получат именно тот профит, который запланировали? Ведь у них перед глазами яркий пример: в свое время Петр Алексеич тоже полагал, что его "List der Vernunft" всех перелукавит, ан нет, не вышло.
Адекватному пониманию мира нужно учиться. Оно не приходит вместе с мандатом, миллионом долларов или государственной должностью. Его дает погружение в текст культуры - в широком смысле: в историю, философию, литературу, в том числе и религиозную... Ведь содержание культуры ровно об этом: как "ментальные искажения" приводят к катастрофе. Культура не только дает нам вероятностные модели прошлого - от него настоящее еще может как-то отмахнутся и отмахивается... Но искажения, без которых, по-видимому, вообще не возможно мышление о мире, кореняться в дюрановских структурах - имажинерах и ноктурнах.
Мышление возможно только как некое "искривление" реальности, что, собственно, и зафиксировал принцип дополнительности Бора.
В этом смысле случайность - это своего рода квант, который порожден спецификой нашего мышления о себе и о мире.
Грубо говоря, один и тот же Бог может одновременно отказываться играть в кости с Энштейном и прекрасно проделывать это с Гейзенбергом.
Ментальные искажения оставляют в событии след также как генетические маркеры.
Культура дает возможность адекватной (квантовой) подстройки друг под друга мышления и реальности.
Вот почему, гуманитарная политика, работающая с культурными кодами так важна для эффективного управления и экономического процветания государства.
Ты можешь отучится в Оксфорде, прочитывать по 10 книг за неделю, обложится дипломами и регалиями, но это ничего не даст без усвоения "смыслоцентричных" процедур.
Нам только кажется, что "черные лебеди" прилетают в нашу жизнь извне, а на самом деле они гнездятся в неосознанности и нерефлексивности - в слепой зоне нашего сознания.
Пятигорский говорил про " мышление о мышлении", о "неприкладном характере мышления", которое и есть мышление по преимуществу. Думать "хорошо" - это такое же "искусство" как египетские пирамиды или картины Микеланджело - у них тоже нет никакого конкретно-прикладного и примитивно-практического значения.
А какое вообще прикладное значение может быть у имажинера? Никакого, если не считать, что он конструирует социальную реальность, которая одновременно и "наша", и "мы" (траэкт Дюрана).
Почему мы в Украине плохо живем? Да потому что плохо думаем!
Да, и думаем ли вообще...

Подпишитесь на телеграм-канал Политика Страны, чтобы получать ясную, понятную и быструю аналитику по политическим событиям в Украине.