Deutsche Bahn в Германии.
Trenitalia в Италии
RENFE в Испании
SNCF во Франции
Nederlandse Spoorwegen в Нидерландах
SBB в Швейцарии
Amtrak в США

Что объединяет эти компании? Это все железнодорожные компании. Все они государственные. И все они получают значительную помощь от государства в виде субсидий.

На самом деле здесь ничего удивительного. Железная дорога это бизнес, в котором решающую роль играют капитальные инвестиции. Это огромные затраты в подвижный состав и инфраструктуру. В своё время массовые банкротства железнодорожных компаний в США хорошо показали, что эти инвестиции часто не соизмеримы с потенциальными прибылями. Ведь частный бизнес больше сосредоточен на получении прибыли (дивидендах) и ее практически невозможно получить при таких капитальных затратах. Конечно есть вариант их не делать, но тогда страдает качество инфраструктуры.

Потому понимаю такую дилемму, развитые государства вынуждены сами содержать эту критическу инфраструктуру. И только в Украине верят, что абсолютно каждый бизнес обязательно должен быть прибыльным и частным. Как уже не раз говорил: Вера в зубную фею, что прилетит и профинансирует капитальные инвестиции.

Если говорить об эффективности субсидий, то консалтинговая компания Boston Consulting Group создала Европейский индекс эффективности железных дорог. В своём исследовании 2017 года они отметили высокую корреляцию размера государственной помощи и эффективности железных дорог. Чем больше государство тратит, тем лучше эффективнее железная дорога и наоборот.

Подпишитесь на телеграм-канал Политика Страны, чтобы получать ясную, понятную и быструю аналитику по политическим событиям в Украине.