Я оцениваю работу премьера крайне негативно. На днях Гончарук в одном из выступлений в числе своих позитивных достижений правительства назвал высокие валютные резервы Нацбанка, низкую инфляцию и крепкий курс гривни. Ни к одному из этих достижений правительство не имеет никакого отношения. Потому что инфляция – это прерогатива Нацбанка, так же, как и курс. Резервы формирует тоже регулятор. А если говорить о зоне ответственности премьера, то самый красноречивый факт – то, что в Украине два квартала подряд падает промышленное производство. По всем показателям это является признаком промышленной рецессии.

Промышленная рецессия на фоне дефляционной ловушки – это самое опасное состояние экономики, которое только можно представить. Плюс, если во втором и третьем квартале 2019 года ВВП рост на 4-4,5%, то, по разным оценкам, в четвертом квартале 2019 года он вырастет только процента на 2. То есть мы видим замедление темпов роста ВВП в два раза. Плюс дыра в бюджете в 50 млрд грн и индекс реальной заработной платы в октябре-ноябре начал снижаться. Вот по всем этим показателям можно поставить правительству даже не двойку, а жирный ноль.

Те направления, которые правительство и его советники называют в качестве таких, что могут обеспечить прирост ВВП на 5% в год, – фискализация предпринимательства, детенизация, таможня и т.д. – это все фискальные точки роста экономики. А фискальные точки роста могут быть только в развитой стране с сильными институциями. У такой страны, как Украина, которая находится на сложном этапе экономических реформ, не может быть фискальных источников роста. Должны быть инвестиционные источники роста.

Если мы не можем обеспечить инвесторам защиту их собственности, инвестиций в масштабах всей страны (потому что мы еще очень долго будем создавать эффективную судебную и налоговую системы), нужно создавать кластерные точки роста

Читайте Страну в Google News - нажмите Подписаться