Дотянулись ручонки мои до весьма интересного законопроекта под номером 1015. Ежели примут его, то СМИ вам наверняка все уши прожужжат о невиданных доселе «народности» и «демократичности». Слезу умиления из нас с вами так яростно будут давить, что производители салфеток натурально озолотятся.

О чем же там речь? А о том, чтобы предоставить народу право законодательной инициативы. Законопроекты, иными словами, не только депутаты в парламент заносить смогут, но и каждый из нас. В теории, конечно, звучит очаровательно. Как же все это может выглядеть на практике?

Народ ходит на выборы и голосует за депутатов, формируя таким вот образом Верховную Раду. И вот она, от имени народа законы принимает. А тут вдруг народ, как единственный источник власти, обращается к парламенту с просьбой – принять тот или иной закон.

Депутаты могут согласиться, но и отказать тоже могут. Выходит, что начальник (а начальник, если кто не знал, именно мы с вами) обращается к подчиненному с просьбой, а тот еще кочевряжится. Звучит все это, прямо скажем, нелепо.

Прослеживается аналогия с референдумом, как формой прямого народовластия. Только вот решение, принятое в ходе референдума, обязательно для всех органов власти, созданных народом. Здесь же все строго на усмотрение законодателя. На выходе получаем кастрированный референдум и не более того.

Дальше – больше. Народ у нас, если Конституции верить, главнее всех. Только вот законопроекты от него безотлагательно рассматривать не планируется. Президентские, в то же время, рассматривают вне очереди. Что же это получается? Не для того мы его нанимали, чтобы вперед батьки лез!

Кроме того, авторы не потрудились конкретизировать понятие «народ» в разрезе права законодательной инициативы. «Народ» - это сколько? Один человек? Сто? Тысяча? А может сразу миллион? Ответ предлагается озвучить в другом законе.

И вновь слуги будут за народ решать, как ему право свое реализовывать. Да и не дождемся мы, полагаю, такого закона. И останется право наше исключительно на бумаге. А если дождемся, то цифра и процедура такими окажутся, что никто даже пробовать не станет.

Но самое интересное – лазейка для узурпации власти, которую авторы даже спрятать как следует не пытались. Сегодня депутатское право законодательной инициативы предусмотрено 93-й статьей Конституции как правило прямого действия и ничем не ограничено.

Авторы же предлагают указать в новой редакции этой статьи, что право законодательной инициативы реализуется в порядке, установленном Конституцией и законом. То есть завтра, где-нибудь в три часа утра, депутаты могут из-под палки принять закон. И сказано в нем будет, что право законодательной инициативы, к примеру, могут реализовать не менее двухсот депутатов, а Кабмин лишь законопроекты о бюджете и другие профильные может вносить.

Тут все наше кривенькое, но все же народовластие и закончится. Потому, что единственным, кто сможет в любое время инициировать внесение изменений в действующее законодательство, окажется президент. И не мне вам рассказывать о том, какие «непогрешимые» люди у нас президентами становятся.

Какие же выводы из этого следуют? Во-первых, это их народное право законодательной инициативы – популизм чистой воды. Та самая груша, которую нельзя скушать. Во-вторых, это красивая обертка для узурпации власти. Либо слуги народа откровенно не понимают, что делают, либо все они прекрасно понимают.

На прощание хотелось бы отметить, что в своих публикациях стараюсь обходиться без сложных юридических терминов и прочей зауми. Отлично понимаю, что всяк своим делом занят, а потому в юриспруденции разбираться не обязан. Если же вы жаждете глубокого правового анализа, то обратите внимание на отдельное мнение судьи Конституционного Суда Украины Николая Мельника по этому вопросу. Коллегам и энтузиастам к прочтению строго рекомендуется.

Читайте Страну в Google News - нажмите Подписаться