Можно прогнозировать весьма серьезные потери для госбюджета от возможной утраты доходов от транзита российского газа и "дорогие кредиты". Прямого влияния на доходы госбюджета МВФ и его транши не имеют, но процентные ставки по его кредитах значительно ниже, чем ставки по тем же ОВГЗ на внутреннем рынке. То есть, если бы Украина получала от МВФ кредиты под невысокий процент, она могла бы занимать куда меньше, предлагая кредиторам более низкие проценты, чем сегодня, так как нуждалась бы в деньгах куда меньше. Как результат – расходы бюджета на выплату процентов и обслуживание госдолга были бы значительно меньше тех, что мы имеем сегодня. Прекращение же транзита российского газа для украинской госказны чревато уже прямыми убытками в размере 30-40 миллиардов гривен. НАК "Нафтогаз" перечисляет в бюджет налоги, которые формируются в основном за счет добычи/продажи газа и транзита. Это рента, НДС и налог на прибыль. Потеря транзита чревата недопоступлением налогов в размере 30-40 млрд грн. Наконец, Украина потеряет 3 миллиарда долларов в своем платежном балансе. Вместе с тем, украинский бюджет в 2020 году ожидают еще как минимум четыре риска:

1) очередной провал приватизации – хотя планы поступлений от приватизации на 2020 год в сравнении с 2019 годом и снизились до 12 млрд грн, с учетом постоянного провала последних лет, когда план выполнялся лишь на несколько сотен миллионов гривен, - заставляет сомневаться в реальности достижения даже сниженных планов. Невыполнение же плана поступлений от приватизации будет означать дефицит госбюджета, пока носящий скрытый незапланированный характер, но который может стать реальностью;

2) рост экономики – 3,7% роста ВВП, заложенный в бюджете-2020, может оказаться недостижимой мечтой в случае, если в будущем году все же разразится мировой финансовый и экономический кризис, о неминуемости которого в последнее время предупреждают эксперты. В подобном случае все планы и расчеты Кабинета министров неминуемо будут провалены;

3) высокий курс гривни – с другой стороны, если кризис все же не случится, в Украине, по мнению эксперта, может продолжить процветать "пирамида ОВГЗ", что приведет к тому, что нынешний курс гривни к доллару сохранится, а при заложенном в бюджете курсе 27 гривен за 1 доллар это будет чревато недопоступлением средств от НДС на импорт, то есть повторится история второго полугодия 2019 года;

4) "риски НБУ" - последнее, как считает Алексей Кущ, является производным все от того же высокого курса гривни и на практике означает убытки, которые несет Нацбанк из-за нынешней курсовой разницы, хотя в бюджете заложены будущие прибыли, которые Национальный банк должен будет внести в госказну как часть своей прибыли.

Все это говорит о том, что без существенного роста экономики Зе-команде будет очень сложно выполнить госбюджет-2020. А поскольку новая власть уже обозначила планы залезть в карманы украинцев, чтобы хоть как-то свести концы с концами (рост тарифов на газ и электроэнергию), кажется, уже понятно, что окончания эпохи бедности на горизонте не просматривается.

Подпишитесь на телеграм-канал Политика Страны, чтобы получать ясную, понятную и быструю аналитику по политическим событиям в Украине.