Немного о приватизации. От правительства общество ждет для начала поверхностно-аналитической работы: что можно продавать и что нужно продать. Объектов в госсобственности много разных. Среди них есть очень привлекательные для бизнеса и выгодные для продавца. Но очень рискованным выглядит подход к продаже по принципу получения сиюминутной выгоды.

Взглянем для примера на некоторые объекты.

Можно ли продать, например, аэропорт "Борисполь"? Думаю, да. Препятствий не видно. Для сравнения – второй киевский аэропорт "Жуляны" давно в частной собственности и нормально эксплуатируется, аэропортовые сооружения регулярно реконструируются, обновляются. "Жуляны" в коммерческом плане составляют существенную конкуренцию "Борисполю". Есть вариант не продажи, а сдачи в концессию или управление. С аэропортами это распространенная практика, но у нас почему-то она не прижилась.

Можно ли продать "Укрзализницю"? Вряд ли. Потому что она в таком состоянии, что никакой частник на пассажирских перевозках бизнес сделать не сможет, а сочтет за благо сдать вагоны на металлолом. А именно о пассажирах и должно заботиться государство.

У нас есть много предприятий, так или иначе связанных с производством и ремонтом вооружений, можно ли их продавать? До войны я бы сказал, что можно и нужно. Сейчас, пока война, их трогать нельзя. Даже если кажется, что они работают с экономической точки зрения неэффективно.

Можно ли продать электростанции? Тепловые уже большинство проданы, оставшиеся можно допродать. Атомные не стоит трогать, но по причинам морального свойства, – уж очень велика ответственность за их эксплуатацию в стране, пережившей Чернобыль.

В собственности государства есть объекты, которые представляют ценность территорией и зданиями, офисами, которые они занимают, особенно в Киеве и других больших городах. Например, "Арсенал", завод "Артема". Можно ли их приватизировать? И можно, и нужно. Управление недвижимостью – это совсем не государственная забота.

Есть предприятия, которые государству просто в тягость, например, многочисленные спиртовые заводы. От них все мечтают избавиться, но боятся работать, потому что исполнителей могут убить. Это случай, когда приватизация просто необходима.

Есть предприятия, которые как чемодан без ручки. И бросить жалко, и нести неудобно. Это, например, авиастроительные предприятия ("Антонов" и авиаремонтные заводы), ракетостроительные предприятия Днепра. Да, – это наша гордость, флагманы машиностроения. Считается, что деиндустриализация – это очень плохо, а в случае продажи их ждет быстрое перепрофилирование. Поэтому государство продолжает их тянуть на себе в призрачной надежде, что конъюнктура изменится.

Нужны ли в госсобственности сельскохозяйственные предприятия? Таких много, особенно под эгидой Академии аграрных наук. Думаю, не нужны. В этой сфере приватизация будет благом, поскольку никакими общественно и научно полезными исследованиями они давно не занимаются. Следует оставить несколько объектов в виде памятников-скансенов, да и все.

Подпишитесь на телеграм-канал Политика Страны, чтобы получать ясную, понятную и быструю аналитику по политическим событиям в Украине.