Два митрополита: что дальше?

Итак, со вчерашнего дня в Украине сложилась парадоксальная, невыносимая и крайне небезопасная церковная ситуация. Парадоксальность ее заключается в том , что на территории одной страны образовались две православные митрополии: одна московского патриархата, другая - вселенского. Причем обе митрополии имеют статус ПОМЕСТНЫХ , т.е . претендуют на единое поместное представительство всех православных на территории Украины. Оба патриархата , разумеется , обвиняют друг друга в грубейшем нарушении церковного права и посягательстве на свои законные права. Налицо глубочайший церковный раскол, возможно ,самый драматичный за всю историю мирового православия, последствия которого могут быть весьма печальными.

Невыносимость ситуации заключается в том , что мирное существование двух православных поместных митрополий совершенно невозможно. Сам статус ПОМЕСТНОСТИ , по самому определению, может иметь только одна церковь. Поэтому обе митрополии будут обвинять друг друга в ереси , отказывать в существовании друг друга и довольно скоро превратят жизнь своих мирян в муку.

Сразу оговоримся, что разрешить сложившуюся коллизию на основе церковного права невозможно, потому что вселенское православие исторически строилась на зачастую противоречащих другу другу принципах: принципе поместности и принципе каноничности территории. Принцип поместности в православии означает, что границы церкви , как правило , должны совпадать с территорией государства( поместья). А принцип каноничности территории учитывает исторические владения той или иной церкви в прошлом. При каждом изменении государственных границы эти два принципа вступают в противоречия и возникают церковные споры за территории и за собственность. Если отбросить частности, то именно это произошло и на территории Украины. Потенциальный конфликт был заложен сразу же после распада СССР и появления независимой Украины. Но пока отношения России и Украины были вполне сносными этот церковный спор проходил в своей латентной форме и украинская власть в него не вмешивалась. Однако, когда Украина и Россия разорвали отношения церковные противоречия немедленно вырвались наружу.

Небезопасность сложившейся ситуации как раз и заключается в том , что она не имеет правового разрешения. А раз так, то,- как это часто имело место в истории церковных споров- , она будет разрешаться силовым или полусиловым способом с участием светских властей и активных мирян. И основной вопрос – это вопрос о собственности. Ну , не веры же?!

Какие возможны варианты разрешения тяжелой церковной коллизии? По существу их всего два:

1. Активное выдавливание УПЦ МП за счет отъема собственности и быстрого повышения статуса УПЦ КП до патриаршества
2. Начало религиозной войны и ее неизбежная трансформация в войну с Россией.

Подписывайся на Страну в Twitter. Узнавай первым самые важные и интересные новости!