Проведя несколько дней в племени Хамер, я был поражен: сколько наслоений на нас наложила цивилизация. Сколько комплексов развила в нашей психике за тысячи лет. В какие поведенческие рамки впихнули наше сознание. Я не берусь судить хорошо это или плохо. Но внимательно наблюдая за жизнью почти первобытных людей, я обнаруживал и наши современные заблуждения.
Вот к примеру, у нас, в семьях нашего общества, имеет место тяжёлый конфликт отцов и детей. Все понимают, что есть такой ужасный период взросления подростков, когда они начинают скандалить с родителями. «Подростковый бунт», бессмысленный и беспощадный. И даже в педагогической мысли присутствует суждение, что это биологическое, неизбывное состояние человека. Даже ученые объясняют, что Этот конфликт заложила сама природа. Он нужен был ранее для того, чтобы молодёжь изгоняли из обезьяньей группы и, таким образом, типа, происходило расселение вида, расширение его ареала.
Любой подросток будет бунтовать в любом обществе, это как бы неизбежно  - учат нас этологи. Педагоги же разъясняют, как к этому приспособиться, как наказывать, что поощрять, но в принципе, это якобы нельзя изничтожить. И мы уже ждем этот конфликт, готовимся к нему. А, по сути, сами же его и провоцируем.
Наблюдая за людьми племён долины Омо, поневоле задумаешься, а является ли конфликт отцов и детей таким уж универсальным? Возьмём, к примеру, племя Хамер. Это простая социальная структура. У них, можно сказать, примитивное социальное устройство. У Хамер нет сильной религии (в основном, вера в духов), просто устроенные деревни, простая иерархия. Это племя максимально независимо от влияния европейской и мировой культуры.
Обнаруживается, что в племени Хамер отношения отцов и детей, матерей и дочерей, отношения между поколениями вообще устроены не так, как они устроены у нас, в европейском обществе.
Хамеры живут скученно, небольшими пастушьими деревушками. У Хамеров рождается много детей. И вот, когда рождается ребёнок, о нём начинает заботиться, как вы думаете кто? Мама? Нет, «холодно». Бабушка? Нет. Старшая сестра! Родная или двоюродная, лет пяти, начинает его на себе носить. Это самая обычная картина в деревне Хамер — одно существо, ещё само неуверенно ходящее, таскает привязанное на спине другое существо, совсем не ходящее. Матери «грудничка» приносят только на грудное кормление.
Итак, пока ребёнок нуждается только в том, чтобы пописать, покакать и поспать, его носит младшая сестра лет пяти-семи. Потом, когда ребёнок становится тяжелее, о нём заботится более старшая сестра или младшая сестра матери, например. Получается, что ребёнок всё время переходит из рук одной родственницы, лет на пять старше его — в руки другой родственницы еще чуть старше. А мать не является то, что мы называем «хорошая мать», её заботы не сфокусированы на одном ребёнке постоянно.
Поэтому ребёнок вырастает с отсутствием патологической привязанности к конкретной паре родителей. Его привязанность распылена между разными родственниками. Он любит в целом всех старших родственников своей деревни. Потому, что они все в разные этапы его жизни выступали в роли его родителей.
Ребёнок может ночевать сегодня в одной хижине, завтра в другой, его биологическую мать или отца это не особенно волнует. Если он на что-то обиделся в одной хижине, он уйдёт тусоваться в другую хижину и это тоже никого особенно не задевает.
«Золотой период» у девочки Хамер наступает тогда, когда у неё начинается половое созревание (после первой крови). Вот тогда она освобождается от бесконечного ухаживания за младшими детьми. Тогда она начинает «женихаться». Она украшается, играет с юношами в разные брачные игры. Начинается период добрачной свободы. И, поскольку нет такого единого «родителя», который тебя контролирует, то нет никакого запрета на отношения с юношами до свадьбы.
Когда пара договаривается жить вместе, юноша приводит к отцу свою избранницу, тот обмазывает её маслом и шьёт для неё юбку из козьей шкуры. На следующее утро отец отправляет к родителям невесты сватов. Если её семья не против, то родителям невесты дарят несколько коров. Это «даури». Как калым, только даури. И всё, конец брачной истории. Дальше она рожает ребёнка…
Нет никакого вертикального конфликта поколений. Потому, что на самом деле, поколенческие проблемы, которые есть у нас, возникают благодаря усилиям нашего же общества. Нет никакого универсального биологического механизма, который вызывает этот конфликт.
Я ни в коем случае не призываю раздать своих малолетних детей по родственникам. Просто, когда вам будут говорить, что «конфликт поколений» (или любой другой конфликт) это обусловленная природой неизбежность - не верьте. Не пускайте на самотек, а внимательно и с пониманием подойдите к его решению. Мы должны понимать, как понимают должное другие люди. И не обязательно при этом, что они понимают должное так же, как и мы.

Подписывайся на рассылку новостей Страны в Facebook. Узнавай первым самые важные и интересные новости!