Мы — очень ограниченные люди. Отнюдь не в плане умственных способностей. Напротив, некоторые вещи с нами происходят из-за богатства ума и воображения. Мы любим создавать себе искусственные препятствия и не решать проблемы системно. Вот три примера.

1. Сегодня Киев обсуждает блокирование движения городской электрички. Посты, начинающиеся: "Поймите, нас задолбало"… И требование — давать в часы пик не четыре вагона, а шесть. Будет шесть вагонов ЭР-9/ЭПЛ-9 — и будет счастье? 
Счастья не будет, поскольку это не решает проблемы. Правда в том, что городского кольца электрички нет. Есть его имитация, лихорадочно подкрепляемая чартерами Троещина-2 — Почайна. Имеющихся 11 электропоездов (тем более они не всегда на ходу) попросту мало для обслуживания 51 км кольца. Электричка будет востребована, пусть в ней будет даже три вагона, если она будет ходить каждые пять-семь минут в часы пик, а не с интервалом в 20–30 минут. Если поезд не будет стоять на Дарницком вокзале с десяток минут, словно там посадка для заторможенных. Если её хозяином будет мэрия, а поезда будут ходить регулярно с шести утра до десяти вечера. Наконец, даже такая мелочь, как включение её в единый проездной на все виды общественного транспорта Киева (сейчас четыре вида транспорта — автобус, трамвай, троллейбус, метрополитен). Это признаки системы. 
Средняя скорость электрички (с учётом остановок) — около 35 км/ч. Такова же и у поездов метрополитена. Ключевое отличие — стандарт: в метро предсказуемый интервал (гарантировано уедешь в течение 10 минут; после 23:00 есть четкое и до секунд соблюдаемое расписание); наличие полиции на каждой станции; наконец, всегда 5 вагонов. А городская электричка — это рулетка. Как говорят шутники, вероятность 50 на 50: либо уедешь либо нет. 
Нет сил и средств — разбить её окончательно на хордовые сегменты. Впрочем, следует понимать, что платой за это решение будут ещё более жестокие пробки из людей на переходах станций «Театральная» — «Золотые ворота», «Крещатик» — «Майдан», «Льва Толстого» — «Дворец спорта». По традиции, системное решение появится, когда там в давке кого-то придавят.

2. Тем временем вся Украина обсуждает цену на газ. Альтернатива — повысить тариф для населения на 23% или не повышать вовсе. Масса сторонников повышения и неповышения… Но кто вообще сказал, что это есть альтернатива? Ведь повышение цены до 8550 грн за тысячу кубов экономически необосновано, по крайней мере я такового обоснования не нашёл. 
В стране объявлен импортный паритет на этот ресурс, как и на бензин с углем. Согласно нему, газ должен стоить 13–14 тысяч. Рынок есть рынок. Создана система субсидий. Не нравится, когда до 50% жителей обращается к ней в отопительный период — предложите новую. Или старую. А так, 8550 — это временный компромисс. Значительно дешевле мировой цены и существенно дороже себестоимости собственной добычи. Политический компромисс, дабы получить средства МВФ и других кредиторов. 
Потом как-то оно будет, ведь не может же быть так, чтобы никак не было… Рынок газа для населения и теплокоммунэнерго от этого не появится, анбандлинг «Нефтегаза» не произойдёт, но в результате — поверьте на слово — клиентов газовых компаний будет становиться меньше. Как и желающих потребить услуги городской электрички. Из-за их ненадёжности. При условии, что есть альтернатива.

3. Нечто подобное «или-или» уже было в нашей недавней геополитической истории. Выбирали между Ассоциацией с Евросоюзом и Таможенным союзом. По крайней мере, в какой зоне свободной торговли быть. Политики и общественники разошлись по лагерям, выискивали аргументы против, дискредитировали друг друга, перебегали из одного лагеря в другой. В итоге разбили лбы. Инвесторов распугали. До сих пор не считаю, что имело место жёсткая безальтернативность, в каждой истории можно найти «win-win» и выстроить разумную, подкреплённую финансами, систему. Если, конечно, это является истинной целью. 
Если же цель — намутить воду, чтобы потом в ней нечто отмыть или разжечь конфликт, надеясь на пепелище погреть руки, тогда многие наши «системные решения» становятся легко объяснимыми. Без всяких аналитиков.

Подписывайся на рассылку новостей Страны на канале Telegram. Узнавай первым самые важные и интересные новости!