Одна из немногих реформ, которые за три года после революции можно назвать успешными — это реформа госзакупок, лицом которой является уже ставшая знаменитой на весь мир электронная система ProZorro. 

Само собой, любая хоть сколько-нибудь удачная попытка побороть коррупцию хотя бы в одной из сфер, всегда наталкивается на противодействие, ведь госзакупки — это почти половина бюджета страны, никто просто так не отдаст такой лакомый кусок.

Противодействие это может принимать весьма причудливые формы — от прямого протягивания через парламент анти-реформаторских законопроектов до спланированной кампании по дискредитации реформы и ее авторов. Одной из таких форм противодействия реформы является распространение всевозможных мифов о самой системе ProZorro и о реформе в целом. Но мифы — они для того и существуют, чтобы их развеивать. Давайте этим и займемся. 

Фото: ProZorro

Миф №1. Всё куплено до нас

Важно понимать, что ProZorro — это не волшебная палочка, а инструмент. Инструмент, который позволяет любому желающему видеть весь процесс от начала и до конца. Именно эта возможность видеть всё и является основным предохранителем от любых подтасовок. Ведь не так-то просто чиновнику взять на себя ответственность за неправомерный выбор победителя торгов, если решение о таком выборе нужно собственноручно подписать и выложить в систему на всеобщее обозрение. А ещё из системы ничего нельзя удалить. Даже если заказчик захочет внести изменения в документацию, её предыдущая версия останется в системе, доступная для просмотра и скачивания. Конечно же, ни один инструмент не будет работать, если им не пользоваться. В данном случае это означает, что бизнес не должен оставлять без внимания нарушения, которые допускают заказчики в системе — нужно задавать вопросы, писать жалобы, обращаться в аудиторскую службу и Антимонопольный комитет. ProZorro даёт для этого массу возможностей. 

Миф №2. ProZorro очень дорого обходится бюджету 

Изначально система задумывалась и реализовывалась волонтерами и совершенно бесплатно. Чуть позже к её созданию подключились международные фонды и некоторые айти-компании, которые видели в системе коммерческие перспективы для себя в будущем. В итоге на создание ProZorro не было потрачено ни копейки бюджетных средств, что позволило ей стать действительно независимой. Более того, плата, которая взимается с участников торгов, пропорционально делится между бюджетом и торговыми площадками, что делает систему одновременно и самоокупаемой, и выгодной для площадок. Но о торговых площадках мы поговорим в следующем мифе. 

Миф №3. ProZorro - это частная кормушка для её создателей 

Архитектура ProZorro - уникальна. И этот факт уже является признанным во всём мире. Система построена так, что государство лишь администрирует центральную базу данных (ЦБД), а все действия в этой базе осуществяются через так называемые торговые площадки, которых в системе уже более десяти. Торговые площадки - это айти-компании, которые разработали соответствующий софт, прошли аккредитацию и стали частью ProZorro.

 

Фото: ProZorro

Такой площадкой может стать любая компания, которая в состоянии удовлетворить условиям аккредитации, то есть ProZorro не только открывает огромный рынок публичных закупок для бизнеса, но и сама по себе является выгодным и, что самое главное, абсолютно прозрачным бизнесом. B2G в чистом виде. Более того, за счет конкуренции между площадками заказчики и участники получают постоянно улучшающийся сервис, которым никогда не похвасталось бы государство, будь оно единоличным администратором системы. И конечно же, такая конфигурация системы снижает до минимума коррупционные риски в части вмешательства в систему. Ведь со всеми площадками не договоришься, а информация на них отображается одна и та же и на всех одновременно. 

Миф №4. Участвовать в торгах слишком дорого

За участие в торгах с участников действительно взимается оплата. Её размер зависит от ожидаемой стоимости лота и составляет от 17 до 1700 гривен. Те, кто когда-нибудь участвовал в государственных торгах по старой системе, не дадут соврать — очень часто расходы на распечатку огромной кучи бумажных копий, время сотрудников, потраченное на их сшивание и опечатывание, а также затраты на траспортировку сначала документации, а потом и уполномоченного сотрудника к месту официального раскрытия тендера (особенно если они проходил в другом городе) тянули и на гораздо большие суммы.

К тому же некоторые площадки имеют свои бонусные программы (это и есть результат той самой конкуренции), по которым новы участник может, например, попробовать свои силы на нескольких первых торгах бесплатно либо же, кроме участия в торгах, получает от площадки ещё и различные “плюшки” в форме бесплатных обучающих семинаров и вебинаров по публичным закупкам. 

Миф №5. Некому жаловаться 

ProZorro устроена так, что по ходу торгов и после их окончания есть возможность задать вопрос, получить уточнение от заказчика или отправить жалобу не отходя от компьютера. Для так называемых допороговых закупок (до 200 тысяч гривен для товаров и услуг и до 1,5 миллиона гривен для работ) все такие жалобы рассматриваются специальной комиссией.

Для надпороговых закупок (свыше перечисленных сумм) основным органом обжалования является Антимонопольный комитет. Достаточно кликнуть на соответсвующую кнопку в системе и ваша жалоба автоматически будет направлена в орган обжалования. При этом, торги будут приостановлены до вынесения решения. Но даже если десятидневный срок на обжалование после окончания торгов уже прошёл, у вас всё равно остаётся возможность обратиться Государственную аудиторскую службу, которая осуществляет финансовый контроль за публичными закупками.

Ну а если решение того или иного органа всё ещё вызывает у вас сомнения, то вам прямая дорога в суд, через который можно обжаловать любое решение. К тому же, благодаря тотальной открытости системы, любой желающий может самостоятельно мониторить ход абсолютно всех торгов в системе. Для этого достаточно зайти на аналитический модуль ProZorro, который находится по адресу: bi.prozorro.org. Его возможности почти безграничны. Здесь вы можете, например, отследить качество всех тендеров любого из заказчиков или найти для себя ниши с низкой конкуренцией, то есть те тендеры, где участвует менимальное количество представителей бизнеса. Так что способов отстоять свою правоту — масса, главное — использовать их. 

Данное исследование представлено ОО "Платформа Громадський Контроль" в рамках проекта Украинская инициатива укрепления общественного доверия (UCBI), финансируемого Агентством США по международному развитию (USAID).

Ранее "Страна" сообщала, что эксперты Громадського Контроля сравнили прозрачность городских советов по закупкам через систему Prozorro. Для этого создали рейтинг городов на основе нескольких параметров. 

Также мы рассказывали, что тесть Насирова за шесть лет выиграл гостендеров на три миллиарда. Строительные корпорации, которые принадлежат Александру Глимбовскому, тестю Романа Насирова с 2010 года выиграли гостендеры на общую сумму 3,39 млрд гривен. Речь идет об "Альтис-Холдинг" и ООО "Альтис-Спецстрой". Такие данные обнародованы в "Вестнике государственных закупок" и Prozorro.

Подписывайся на рассылку новостей Страны в Viber. Узнавай первым самые важные и интересные новости!