Он был на первых ролях при любой власти, но служил только самому себе. Сегодня, 23 января, юбилей у Филарета – самого противоречивого церковника Украины.

"Почетному патриарху" ПЦУ исполнились внушительные 90 лет.

Именно Филарет попытался создать невиданный ранее в истории "украинский патриархат" - пойдя ради этой цели даже на разрыв с мировым православием. Ему многое удалось, но свих целей он так и не достиг: стать российским, а затем украинским первосвященником.

Под конец пути ему не отвели даже роли первого украинского митрополита при Константинополе. А вся созданная им организация, которая более двадцати лет бежала от Москвы, в итоге прибежала в Стамбул, по поводу чего он выражает плохо скрываемое недовольство.

Поэтому в последнее время Филарет оседлал уже сугубо политическую волну – появляясь то на Томос-туре Порошенко, то на съезде "Батькивщины". Несмотря на преклонный возраст – Михаил Денисенко нужен власти. От которой самому иерарху как раз пришлось отказаться.

"Страна" вспомнила главные факты из жизни Филарета.

Сын донецкого шахтера

Парадоксально – но главный "патриарх" националистов сам родом из Донбасса. Он родился в селе Благодатном, которое до 1926 года называлось Амвросиевка и до революции входило в территорию Войска Донского.

Сейчас Благодатное – это территория так называемой "ДНР". До недавних пор в селе действовал храм Киевского патриархата – наряду с церковью Московского. Работает ли он сейчас – неизвестно.

Антон Денисенко, отец будущего Филарета (а пока – Михаила Денисенко) работал в шахте, а мать Мелания Кирилловна была домохозяйкой. В 43 года отец погиб на войне. Говорят, что именно после этой потери Михаил решит стать священником.

Окончив школу, он поступил в Одесскую духовную семинарию - как раз Сталин к тому времени начал замиряться с православной церковью и открыл духовные учебные заведения. Через два года – в 1948-м – Михаил поступил в Московскую духовную академию.

С этих пор его карьера в Русской православной церкви была похожа на ракету – настолько стремительно она развивалась.

Из семинарии – в покои патриарха

Проучившись в Москве всего два года, Михаил Денисенко принимает монашеский постриг под именем Филарет. Почти сразу его рукоположил в иеродиаконы сам патриарх Алексий I (и еще один парадокс: лишил Филарета его сана тоже патриарх Алексий – только уже Второй).

И это не говоря уже о том, что еще до пострига семинарист Денисенко уже трудился на престижной должности - смотрителя патриарших покоев в Троице-Сергиевой лавре.

Он всегда был около власти. В данном случае - советской. Забегая вперед скажем, что Филарет был рьяным защитником "безбожных" властей СССР перед уже киевскими семинаристами.

Через два года после приезда в Москву – Филарет уже преподаватель Нового завета в Московской духовной семинарии, кандидат богословия, а заодно и благочинный Троице-Сергиевой лавры – главной резиденции патриарха.

Дальше карьера Денисенко шла семимильными шагами. Он менял митрополии, епископства и должности каждые два года – руководя епархиями и в СССР, и на Западе, и даже в Африке.

Злые языки говорили, что Филарета вёл КГБ – иначе такую головокружительную карьеру, с регулярными поездками в капиталистические страны, объяснить сложно. Позже и сам Денисенко подтверждал, что работал с "конторой" - "как и все епископы".

Но и личных качеств – железной хватки, организаторских способностей и умения общаться с властьпредержащими – у священника было хоть отбавляй.

Филарет и Украина

В Украину Денисенко вернулся в 1957 году, став инспектором Киевской духовной академии. А уже на следующий год он ее и возглавил (видимо, с этим прицелом и приезжал). По сообщениям тех, кто учился в заведении, Филарет в роли ректора был настоящим фанатом СССР.

Как вспоминал протоиерей Павел Адельгейм, которого в те годы отчислили из семинарии, Филарет произнес воспитательную речь о любви к советской власти. "Я сын шахтера, стал архимандритом и ректором. При какой другой власти это могло бы случиться? Под чьим небом вы живете? Чей хлеб едите? По чьей земле ходите? Вы неблагодарные, вас советская власть учит…", - якобы заявлял Михаил Денисенко (сам он этих слов не подтверждал).

Правда, ректором удалось побыть недолго: в 1960 году Хрущев, которого славят за "оттепель", начал массово закрывать и храмы, и религиозные учебные заведения.

Закрылась и академия. А Филарет остался на должности управляющего делами Украинского экзархата – именно в таком статусе тогда была местная православная церковь. Он подразумевает прямое подчинение Синоду РПЦ и патриарху.

В том же 60-м году Филарет покидает Украину на шесть лет. За эти годы он много где появляется. Из наиболее знаковых моментов – должность главы Московской духовной академии: главного учебного заведения РПЦ.

Возвращение в Киев-2. Выборы патриарха

В 1966 году Филарет становится тем, кем мы его знали до конца Советского Союза – главой украинского православия. Он возглавляет украинский экзархат, получив заодно чин митрополита Киевского и Галицкого.

В эти годы сложнее было найти священника лояльнее советской власти, чем Филарет. Он был в дружеских отношениях с главой ЦК КПУ Владимиром Щербицким. А в эпоху гласности и перестройки ему приписывают полную непримиримость к начавшим поднимать голову сторонникам автокефалии. Доходило до того, что Михаил Денисенко не позволял включать в литургию ничего на украинском языке, о чем позже рассказывали руководители семинарского хора.

Так продолжалось до 1990 года, пока не умер патриарх Пимен. И Филарет, как член священного синода РПЦ, стал одним из трех претендентов на место первосвященника. Но выборы он проиграл. Хотя и был на тот короткий момент вообще главой всей РПЦ, занимая пост местоблюстителя патриаршего престола.

Филарет (стоит) председательствует на поместном соборе РПЦ, где избирали нового патриарха

Относительно того, почему это произошло, бытует две основных версии.

Первая – противников Филарета. Утверждается, что он считал, будто патриарший куколь уже у него в кармане – пользуясь связями в партии, Михаил Денисенко надеялся на ее поддержку. Однако поход за помощью к главе Верховного Совета СССР Анатолию Лукьянову оказался пустой затеей: тот заявил, что партия уже не влияет на церковь, и выигрывать выборы придется самому.

Вот, как эту историю передает митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим:

"Он пошёл накануне выборов к Лукьянову А. И. и говорит, что есть договорённость с ЦК, что именно он будет Патриархом. На что Лукьянов ответил: "Михаил Антонович, теперь мы вам не можем помочь: как решит Собор, так и будет"".

По словам современников этих выборов, Денисенко "прокатили" по той причине, что он был "смотрящим" от КГБ и партии, которые к тому времени уже ослабили свой контроль над церковью. Поэтому выбрать решили менее "советского" Алексея Ридигера.

"Филарет держал всех только в страхе повиновения. Он не был верующим. Он был посланец партии тогда. Чтобы контролировать жизнь церкви. И он не привык ни с кем считаться. Он знал, что за ним власть" - заявлял Никодим.

Вторая версия – самого Филарета. Он говорил, что ничего не пытался выигрывать, а просто положился на божью волю: как будет – так и будет. В итоге, по результатам голосования больше всего набрал будущий патриарх Алексий II. А Денисенко занял третье место из трех. 

Какой версии верить – сказать сложно. Однако, судя по дальнейшему развитию событий, Филарет на свое не-избрание крепко обиделся. И вступил в конфликт практически со всем - украинским и русским - клиром. Что в итоге окончилось переходом в раскол.

"Когда Филарет смотрел по ТВ поздравление с патриаршеством Алексия II, он сказал: "Вот видите, владыка: это стоит последний патриарх единой Русской церкви", - вспоминает тогдашнее общение с "шефом" архиепископ Херсонский и Таврический Ионафан.

Первый Томос Филарета

Выборы нового главы РПЦ случились летом. А уже осенью 1990 года Москва позволила вместо украинского экзархата образовать Украинскую православную церковь с митрополитом Киевским во главе.

Именно тогда УПЦ получила от Москвы Томос – полную автономию на территории УССР. И во главе этой структуры стал Филарет.

Правда, на митрополичьей кафедре ему было уже тесно. Тем более, что политические ветры теперь дули не со стороны России. Компартия Украины в лице Кравчука усиленно раскачивали Советскую Украину в сторону независимости.

И тогда Филарет вслед за Кравчуком начал повторять идею, что у независимой страны должна быть независимая церковь. И священник, и первый президент вообще в этом были похожи: оба резко поменяли свои советские взгляды и повернули на проукраинские рельсы.

Кравчук и Филарет

В августе 1991 года Украина объявила о независимости. И Филарет, верный своему принципу идти в мейнстриме власти, уже в ноябре заговорил об автокефалии УПЦ. Он собрал Архиереский собор украинской церкви, который обратился в духовный центр – Москву – и потребовал себе полной независимости.

При этом три архиерея, заявившие о своем несогласии и отказавшиеся поставить подписи под обращением - епископы Донецкий Алипий, Черновицкий Онуфрий (нынешний предстоятель УПЦ) и Тернопольский Сергий - были на другой же день лишены своих постов.

А когда в Москве начали рассматривать прошение украинцев, выяснилось, что и другие митрополиты отозвали свои подписи – заявив, что Филарет давлением и угрозами вынудил их подписаться под автокефалией. А отдельные представители духовенства и мирян направили в РПЦ свои обращения, жалуясь на авторитарные замашки митрополита Киевского.

Филарету после этого скандала предложили добровольно уйти с поста. И он в личной беседе с патриархом всея Руси пообещал так и сделать.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вспоминал этот момент: "Ко мне подошли украинские архиереи и сказали: он обманет. И во время заседания я ему сказал: "Мне говорят, что вы обманете". Он говорит: "Я вам даю архиерейское слово". Я говорю: "Это вы мне даете. Вы скажите всему Собору"".

И действительно, выступая на Архиерейском соборе РПЦ в 1992 году, Филарет подтвердил свое слово - вернуться в Киев и подать в отставку.

"Мы все-таки должны не забывать о нашем слове. Сказано в Евангелии: "Пусть у вас будет да - да. Нет - нет. А все, что сверх этого, - от лукавого. Если я сказал, что я это сделаю, значит, я сделаю. Я подам прошение Архиерейскому Собору Украинской православной церкви о том, что я прошу взять от меня эти полномочия, права предстоятеля Украинской православной церкви и избрать на это место нового предстоятеля", - заявил он тогда. После чего покинул общий зал

"Филарет встал из-за президиума, медленно стал направляться вдоль стены к выходу и озираться на зал - много ли за ним, так сказать, идет. Человек пять привстало. Он понял, что он проиграл", - вспоминает Ионафан.

Сам же бывший украинский предстоятель так объяснял эту ситуацию много лет спустя: "Когда Москва увидела, что Украинская церковь может отделиться от Москвы, тогда они созвали Собор и на этом Соборе предложили мне отказаться от Киевской кафедры. Для чего? Для того, чтобы поставить угодного им митрополита, который не будет выступать за автокефалию украинской церкви. Вот это была причина, почему меня хотели отстранить".

Как и предсказывали, ни в какую отставку Денисенко по возвращении в Киев не подал. А продолжал и дальше "закручивать гайки" в Киевской митрополии.

Лишение сана и анафема

Учитывая, что Филарет продолжал в своем стиле руководить, несмотря на обещание уйти, недовольство клира только усиливалось. И в итоге Филарета сняли с должности сами же украинские митрополиты. А не Москва, как принято считать.

Это произошло в мае 1992 года - в Харькове, где под руководством уже упомянутого Никодима собрались все 18 украинских митрополитов. Они выразили недоверие Филарету и лишили его сана. А также запретили священнослужение – вплоть до решения Архиерейского собора РПЦ.

Филарет счел это решение незаконным – ведь его собрали в обход главы церкви. То есть его самого.

"Они инициировали созыв Харьковского Собора. Но Собор имел право только предстоятель. Если уже говорить о каноничности, то они сейчас говорят много про каноничность, а сами нарушали все каноны. И созвал кто Собор? Епархиальный архиерей, харьковский митрополит", - говорил Денисенко.

В ответ на это Никодим заявлял, что созвать Архиерейский собор в Киеве тогда не дал сам Филарет. "Я позвонил Филарету. Я имею благословение созвать Собор в Киеве. Но он мне по телефону ответил: "Вы ног из Киева не унесете, а не Собор. Вас в Киев не допустят", - вспоминает харьковский митрополит.

Как видим выше, Филарет утверждал, что его преследовали за желание автокефалии. Это не исключено. Но официально его сняли за другие прегрешения.

"Собор 1992 года судил Филарета не за автокефалию, а за его стиль и методы работы, управления украинским экзархатом, а потом УПЦ. Судил за его личную жизнь, за его деятельность", - вспоминал митрополит Владимир Сабодан (тоже, кстати, участвовавший в выборах патриарха 1990 года).

Кроме авторитарного стиля правления и попыток натравить паству на неугодных митрополитов, давления на них, Филарета обвинили в прямом нарушении канонов. Утверждали, что у него есть жена и трое детей, которые появились уже после принятия пострига. Даже называлось имя жены – Евгения Петровна. Она якобы едва ли не назначала епископов в украинском экзархате, а затем – и в УПЦ.

Впрочем, сам Михаил Денисенко называл слухи о наличии семьи ложью. Но это не помогло: Архиерейский собор в Москве летом подтвердил решение Харькова. И добавил к нему ряд своих обвинений. Например, незаконные рукоположения, которые Филарет совершил уже после майских решений Харьковского собора.

Михаила Денисенко сделали простым монахом. Быстрота карьеры Филарета сработала и здесь – только в обратную сторону.

В том же 1992 году митрополитом Киевским был избран Владимир Сабодан, которого поддержавшие Денисенко сторонники УНА-УНСО пытались не пустить в Лавру. А Филарет отправился в "свободное плавание" и начал создавать свой собственный патриархат – Киевский. За что через пять лет и был предан анафеме. Это произошло 21 февраля 1997 года на Архиерейском соборе РПЦ.

В вину Филарету вменялось: "Монах Филарет не внял обращенному к нему от лица Матери-Церкви призыву к покаянию и продолжал в межсоборный период раскольническую деятельность, которую он простер за пределы Русской Православной Церкви, содействуя углублению раскола в Болгарской Православной Церкви и принимая в общение раскольников из других Поместных Православных Церквей".

Филарет отлучения не признал, поскольку оно, с его точки зрения, было совершено по политическим мотивам, являясь, таким образом, недействительным. Правда, в конце 2017 года он написал довольно странное письмо патриарху Кириллу, предлагая ему снять отлучение. Но тогда эта история ничем не закончилась

И только через 21 год с него сняли анафему. Правда, не те, кто ее наложил – да и общаться с Филаретом после этого из мировых православных церквей все равно никто не стал. Но это уже другая история. А пока Михаил Денисенко начал создавать собственную церковь.

Киевский патриархат. Начало

"Какая нам разница, подчиняться Москве или подчиняться Константинополю? Нам нужна независимая церковь, которая была бы независимой от любых церковных центров. А была бы сама центром для своей церкви. Вот это нам нужно. За это мы боремся, и мы этого достигнем".

Это слова Филарета в должности главы Киевского патриархата – новой церкви, которая хоть и получила регистрацию в Украине, но в мировом православии так и не была никогда признана.

Когда Михаила Денисенко только начали "прокатывать" с киевской кафедрой УПЦ, он вплотную занялся созданием запасного аэродрома. И от лица Украинской православной церкви в 1991 году единолично заключил союз с Украинской автокефальной церковью – эмигрантской организацией, которая имела свою историю.

История эта, впрочем, была довольно сомнительной. УАПЦ была старой раскольничьей организацией, не признанной в мировом православии. Она появилась еще в 1920 году при Директории Симона Петлюры, но постепенно была вытеснена Советами, как националистическая.

В годы Второй мировой войны УАПЦ тесно сотрудничала с нацистами. Ее патриарх Мстислав Скрипник, который в 1991 году стал первым главой только что созданной УПЦ КП, был известен своей работой на немцев. Его рукоположили в епископы автокефалов в оккупированном немцами Киеве. А до того он трудился в нацистской газете "Волынь", издаваемой в Ровно.

Мстислав Скрипник - первый патриарх УПЦ КП, служивший нацистам

"И сегодня освобождённые кровью и трудом немецкого воина из страшных оков 23-летней московско-жидовской азиатской неволи, мы, украинцы, с гордо поднятым челом поворачиваем к новой Европе, к той Европе, которая появилась в гениальном видении Великого Европейца — Адольфа Гитлера. В такую Европу мы верим, такую Европу мы проповедуем, про такую Европу мы мечтали на протяжении 23 лет, за такую Европу пролито море самой ценной, украинской крови", - цитата из статьи Мстислава (тогда еще просто Степана Скрипника) "Европа вступает в последний бой".

Именно с Мстиславом – уже престарелым к тому времени патриархом УАПЦ – Филарет основал новую церковь – УПЦ КП. В этом ему активно помогала новая украинская власть. Вообще секрет столь упорных попыток разрыва с Москвой, даже с риском оказаться изгоем - в серьезном тыле, который Филарету создавали бывшие партструктуры УССР (которые стали остовом для организации власти уже в независимой Украине). Вряд ли иначе осторожный Михаил Денисенко стал бы лезть на рожон.

Итак, в 1992 году, сразу после собора РПЦ, который лишил Денисенко сана, Мстислав становится патриархом новой церкви, а Филарет – его заместителем. Основу "Киевского патриархата" составили храмы и епархии автокефалов, которые еще с 1990 года начали появляться на Западной Украине. Это были первые захваты церквей, которые проводились при тайной поддержке партийных структур Украины, уже взявших курс на отделение от Москвы. И, кстати, Филарет тогда эти захваты яростно критиковал. Но позже и сам, что называется, возглавил процесс.

Амбиции Филарета – опытного аппаратчика и в доску своего для Леонида Кравчука – быстро вывели иерарха на первое место. Уже через год союз УАПЦ и Киевского патриархата начал распадаться – стиль руководства Михаила Денисенко, который всем управлял на самом деле, вызвал протест уже автокефальных епископов.

А в 1993 году развод Киевского патриархата и УАПЦ был оформлен официально (слились обе церкви только в 2018 году, перед тем как исчезнуть и преобразоваться в ПЦУ).

После смерти Мстислава УПЦ КП возглавил Владимир Романюк. А после его смерти в 1995 году – патриархом самопровозглашенной церкви становится Филарет.

Проблемы признания и деятельность в Украине

Надо сказать, что за годы своего правления Филарет создал достаточно большую церковь – на 2018 год в ней насчитывалось до 6 тысяч приходов. Это вдвое меньше, чем у канонической УПЦ, но больше, чем у греко-католиков.

Такой рост для никем не признанной в мире церкви – поразителен. Если не учитывать дружбы Филарета с украинской властью (вспомним этот дар Михаила Денисенко – налаживать мосты с любой властью: хоть коммунистами, хоть националистами).

Украинская элита еще со времен Кравчука взяла курс на создание "своей церкви". Более осторожный Леонид Кучма этот процесс также поддерживал – правда, не ссорясь с представителями других конфессий. А Виктор Ющенко стал первым президентом, который открыто поддержал Киевский патриархат и начал добиваться его признания через альтернативный центр православия – Константинополь.

Отношения со всеми этими президентами помогли Филарету "выбить" для Киевского патриархата такие святыни как Владимирский собор и Софию Киевскую.

При Януковиче процесс немного притормозился, вспоминает Денисенко.

"Негативно к нам относился Янукович. Он дал команду по районам переводить приходы Киевского патриархата в Московский. И когда местные власти начали это распоряжение выполнять, мы подняли шум на весь мир и этот процесс остановили", – рассказал патриарх на днях в интервью ТСН.

"Другие президенты – Кравчук, Кучма, Ющенко, Порошенко – все поддерживали. Кучма сначала не поддерживал, но потом увидел, что наша церковь полезна государству", – вспомнил он.

Поддержка четырех президентов из пяти проходила на фоне де-факто раскольничьего статуса УПЦ Киевского патриархата. С его священниками отказывались служить во всех православных церквях мира. Добавлялся и мистический аспект: несмотря на видимый рост приходов, в обласканной государством церкви Филарета почему-то было ничтожно мало монахов.

Вот статистика за 2018 года: на шесть тысяч приходов – всего 231 монашествующий. У греко-католиков при меньшем числе церквей – почти две тысячи монахов, а у УПЦ МП – почти пять тысяч.

Монашество – это соль классического христианства. И его отсутствие говорит о том, что Киевский патриархат – больше политический, чем религиозный проект.  

Впрочем, сам Филарет этого никогда и не скрывал. Он говорил, что задача украинской церкви – это поддержка независимости государства. А на проблемы с признанием отвечал с максимализмом – если Украине ни Москва, ни Константинополь не дают полноценного патриархата, то такое признание нам не нужно (цитата приведена выше).

Филарет после 2014 года. В зените власти

Открытую и масштабную поддержку Киевскому патриархату власть начала оказывать после 2014 года. Параллельно она начала даже более "полезное" для Филарета дело – давление на УПЦ Московского патриархата. Что облегчило сторонникам КП захваты храмов – они начались повсеместно на Западной Украине при поддержке националистов.

Любовь радикалов Филарет снискал своей позицией по Донбассу и Крыму. Если глава УПЦ МП митрополит Онуфрий мог себе позволить фронду против официальной позиции и призывал к миру, то Филарет стал в этом смысле полным союзником властей (что в общем-то он всегда и делал) прямо призывая к войне.

Особенно Михаил Денисенко отличился, обличая Донбасс, который, по его словам, сам заслужил то, что с ним происходит сейчас – войну, кровь, разруху. 

5 ноября 2016 года Филарет сказал, что население восточных областей согрешило голосованием за федерализацию, поэтому свою вину "должно искупить кровью".

"Не надо думать, что население Донбасса не виновно в этих страданиях. Виновно. И свою вину должно искупить страданиями и кровью. Голосовали на референдуме за федерализацию? Голосовали. Согрешили? Согрешили. Вот это следствие этого греха", - заявил патриарх.

В апреле 2018 года Филарет сказал, что войну Донбассу послал бог, так как жители этого  региона отдалились от бога.

"Почему, например, Господь попустил эту войну на востоке? Попустил для того, чтобы люди обратились к Богу. Вот почему войны нет в центре, а на Донбассе? А так как на Донбассе люди больше отошли от Бога", — заявил он в интервью телеканалу "Прямой".

"А так из-за войны теперь люди в Донбассе обращаются к Богу. И не только в Донбассе. По всей Украине помогают и армии, и помогают тем, кто страдает в Донбассе. Помогают кто? Украинцы с Западной Украины, Центральной — со всей Украины. А если они помогают – значит они их любят", - сказал партиарх.

В августе 2018 в интервью телеканалу "Перший" Филарет заявил, что война на Донбассе - это помощь бога Киевскому патриархату.

"Во-первых, наша цель — это рост, увеличение Киевского патриархата. И в этом нам помогает сам Господь. Каким образом? Допустил войну. И эта война способствует росту Киевского патриархата. Каким образом? Люди видят, кто защищает украинское государство, украинскую землю: Киевский патриархат или Московский. Защищает Киевский, а Московский защищает агрессора. Потому что называет эту войну гражданской, а не агрессивной войной", - сказал Филарет.

Все эти заявления по большому счету могут считаться разжиганием ненависти по региональному признаку - а это уголовное преступление.

Вместо этого СБУ начала преследовать священников УПЦ МП, которые обвиняли Филарета в вероотступничестве.  

Это происходило в рамках "борьбы за Томос" - который в итоге похоронил и Киевский патриархат, и патриаршество Филарета.

Конец УПЦ КП. Новая ипостась Филарета

2018 год может считаться поворотным для украинского православия. Власти Украины при негласной поддержке США пролоббировали Томос об автокефалии, выданный бывшему Киевскому патриархату в Константинополе.

Правда, сама УПЦ КП уже была к тому времени упразднена, а вместо нее появилась ПЦУ – Православная церковь Украины. А Филарет перестал быть полноправным патриархом, превратившись в "скромного" митрополита – причем, не первой руки.

Как все это произошло? События эти случились не так давно, поэтому напомним их вкратце.  

Весной президент Петр Порошенко от имени Украины обратился во Вселенский патриархат с прошением об автокефалии. Его поддержали УПЦ КП и УАПЦ, а вот Московский патриархат отказался подписываться под этим.

После долгих торгов патриарх Варфоломей согласился дать Томос – но не Филарету и не возглавляемой им церкви: слишком токсичными выглядели раскольники в глазах мирового православия. Поэтому и пришлось на скорую руку создавать новую церковь. Куда по задумке властей и должна была влиться УПЦ МП. Однако – большая часть епископата отказалась это сделать.

Поэтому Томос был вручен по сути Киевскому патриархату – под новой вывеской и с новым предстоятелем, митрополитом Епифанием. А Филарет провозгласил себя "почетным патриархом" и начал работать на прямой подтанцовке у политиков, читая проповеди о скором переводе всех церквей и Лавр УПЦ МП в состав новой церкви.

Забыв, видимо, что сам когда-то выступал против Томоса из Константинополя – по словам Филарета в 2012 году, Стамбул предлагал не автокефалию, а "рабство". Однако уже через шесть лет он это рабство, скрепя сердце, принял. И даже уступил первую позицию в собственной церкви.

Причина таких уступок та же, что и всегда. Филарет работает только в связке с властью. И когда Порошенко ради предвыборного пиара понадобилось получить Томос любой ценой – даже ценой ухода Филарета – патриарх не нашел в себе сил восстать. Хотя, глядя на тот же пример УПЦ МП – имел для этого все возможности.

Итог почти 30-летних усилий Филарета пока выглядит промежуточным. Канонического патриархата он так и не создал – Константинополь учредил митрополию, которая по отдельным параметрам имеет меньше прав, чем УПЦ МП (например, не может прославлять собственных святых).

Да и митрополия эта пока что не признана никем, кроме собственно Константинополя. Ни с Филаретом, ни с Епифанием другие православные церкви вместе не служат и не причащаются.

Такое же отношение остального православного мира к снятию анафемы с Филарета, которое произошло осенью в Стамбуле. Ни одна из православных церквей мира к этому решению Варфоломея не присоединилась.

Не уйди Филарет из УПЦ в 1992 году – он мог бы и сегодня возглавлять эту церковь, не будучи отверженным во всем православном мире. Но амбиции и склонность к работе на власть – какой бы она ни была – привела Михаила Денисенко в конце пути к статусу "полупризнанного полупатриарха". 

Подписывайся на рассылку новостей Страны в Facebook. Узнавай первым самые важные и интересные новости!