В первый день безвиза украинские авиакомпании сорвали большой куш, Фото: Страна.ua
В первый день безвиза украинские авиакомпании сорвали большой куш, Фото: Страна.ua

– А правда, что сегодня в честь безвиза парковка бесплатная? – журналисты "Страны" заезжают на стоянку в аэропорту "Борисполь".

– Конечно. Платите мне 150 долларов. И это ваш абонемент на бесплатную парковку на год вперед, – отшучивается парковщик. Сперва он воспринял юмор всерьез и несколько замешкался с ответом.

Сегодня, в первый день, когда в Украине наступила официальная дата безвизового режима с Европейским союзом, в аэропорту царит атмосфера недосказанности. Много вопросов, на которые не всегда находятся ответы.

Легкую неразбериху обволакивает красивая музыка. В большом холле на третьем этаже аэропорта выступает Киевский академический муниципальный эстрадно-духовой оркестр. Все нарядные, в белых рубашка и бабочках.

– А надолго вы тут?

– На час всего. Начнем концерт с гимна Европы, потом перейдем на попури из музыки разных стран. Вот бы чаще такие поводы. В Европе, кстати, без поводов подобные концерты организовывают, а тут я – впервые!, – рассказывает виолончелист в паузе между выступлениями.

Музыка создает атмосферу праздника. Те кто не знал о праздничном поводе, и кому сегодня предстоит улетать по заранее оформленным визам, узнают о том, что сегодня в стране стартует безвизовый режим с Европой.

Ноты музыки глушат ссору пассажирки и сотрудника Чешских авиалиний на стойке регистрации. Девушка пришла на рейс с ручной кладью, а ее "маленький чемоданчик" просят сдать в багаж, уплатив за это дополнительных 1200 грн.

– У вас в билете написано одна ручная кладь, эконом режим. А у вас чемоданчик и маленькая сумочка. Суммарно – две ручные клади.

– Считайте, что это кошелек, а не сумочка. И я не буду класть ее в чемодан. Она погнется, и вещи помнутся. У меня там камерная укладка вещей: все ровно, чтобы потом не нужно было переглаживать. Все рассчитано по сантиметру.

– Тогда доплачивайте.

– Это хамство. Не буду я доплачивать за сумочку 1200 грн. Кто это придумал вообще?

– Это наша авиакомпания поменяла правила для багажа.

– Тогда вы должны были предупредить! Чем вам мешает моя сумочка? У вас полупустой рейс. Ну что за день? Вы меня уже заставили купить обратный билет. Теперь я должна доплачивать за багаж-сумочку!, – возмущается девушка.

Фото: Страна.ua

Как признаются в авиакомпаниях, если лететь в Европу без визы, действуют строгие ограничения на количество багажа. С собой разрешено брать лишь ручную кладь, и у каждой авиалинии для нее действуют свои ограничения по весу. 

О правилах безвизового пересечения границ в Европе можно узнать из специальной памятки, которую в укромном месте прячут сотрудники пограничной службы Украины. К одном из них выстроилась очередь пассажиров. Половина из них – журналисты, хотят узнать, многих ли сегодня, кто летел по биопаспорту, не пустили на самолет, и многих ли вернули обратно в Украину.

– Рано еще об этом говорить. У нас еще оперативной статистики нет. И вообще: я вам не пресс-служба.

Памятку он дает, если попросят. У него их мало, и те уже заканчиваются. На последней странице два портрета – министра внутренних дел Арсена Авакова, и министра юстиции Павла Петренко (оба представители партии "Народный фронт"). Оба поздравляют украинцев с праздником безвиза и обозначают проделанную для успеха работу. "Мы внедрили биометрические паспорта для выезда за границу и организовали систему их выдачи, обеспечили спецтехникой приграничные пункты пропуска и научили сотрудников....", - перечисляют свои заслуги чиновники из "Народного фронта". О Петре Порошенко и его заслугах никаких упоминаний там нет.

Фото: Страна.ua

– Я че-то не понял. По всем телеканалам рассказывают, что это Порошенко сделал безвиз. А тут выходит – Аваков его сделал. И еще какой-то Петренко. Как они будут теперь славу делить?, – шутит один из пассажиров рейса Luftganza, попросивший у журналиста "Страны" почитать "напоминалку".

Там пишут, что владельцу биопаспорта на вылете необходимо иметь при себе соответствующие документы, и для туризма или частных поездок это: бронирование проживания или приглашение, маршрут или план поездки и обратный билет. При этом в напоминалке указывают, что билет назад не нужен, "если вы путешествуете на автомобиле". 

В аэропорту авиакомпании уже навязывают пассажирам покупку сразу же билета и в обратный конец, аргументируя это обязательным требованием ЕС для туристов по безвизу.

Билетная страховка

– Хочу улететь в Европу ближайшим авиарейсом. Все равно куда. Вот мой паспорт. Биометрический. Без визы.

Кассиру Um airlines требуется всего несколько секунд и кликов мышкой, чтобы предъявить мне сразу несколько вариантов на выбор.

– Вена подходит?

– Отлично. 

– С вас 12 тыс грн. 

– За билет в один конец? – Удивляемся.

– Нет. Туда и обратно. 

– Но мне только туда нужен. 

– Вас без обратного билета из Украины не выпустят, – заявляет кассир. 

– Но я только что на стойке регистрации спросила, и сказали, это необязательно... 

– Это правила безиза. Должен быть обратный билет. Вас не впустят в ЕС.

– Так не выпустят или не впустят? Покажите, где такое написано. 

– В рекомендациях. Нужен обратный авиабилет, – кассир непреклонен.   

– А если в Вене меня заберут друзья, и мы поедем обратно в Украину на машине? 

Кассир растерянно пожимает плечам. 

– Я-то вам один билет продам, но это уже будут ваши проблемы, если вас завернут пограничники Австрии, – напоследок говорит она.   

Кассир авиалиний "МАУ" оказывается таким же категоричным.

– Что у вас есть из ближайших рейсов на Европу? – спрашиваем.  

– Могу предложить Вильнюс или Варшаву. Билеты – около 4 тысяч гривен, – объявляет кассир, советуя полушепотом бронировать билеты минимум за полгода – тогда будет дешевле.

– Дело в том, что поездка в Европу – спонтанная мысль. Я не бронировала отель, не знаю, когда вернусь обратно. Меня пропустят? 

– Ну, вообще нужна еще бронь отеля. Я бы на вашем месте сейчас быстренько зашла в интернет и что-то подыскала… А вообще, – внезапно спохватывается кассир. – Это же я вам цену только на билеты в одну сторону сказала, а нам же надо туда и обратно.

– Зачем?

– А вас без обратного билета никто не впустит. Сейчас это обязательное требование ЕС, чтобы подтвердить, что вы не останетесь в Европе нелегально.

– А если я прилечу без обратного билета, а мне откажут во въезде – что тогда?

– Депортация. Вас отправят домой и вы еще много лет не попадете в страны ЕС. 

Впрочем, после длительных дискуссий с сотрудником авиакомпании на стойке регистрации выясняется, что продавая билеты сразу туда и обратно, авиакомпания подстраховывает себя на случай, если украинскому туристу пограничники ЕС откажут во въезде. Ведь в случае депортации все расходы по доставке пассажира обратно в Украину лягут на авиакомпанию, и выходит, что туриста бесплатно доставят домой.

– Мы советуем купить обратный билет для вашего же блага, чтобы вас пограничники не депортировали. Потому что домой в случае отказа вас отправят за счет авиакомпании. Поэтому и для авиакомпании, и для туриста, надежнее, если пассажир сразу купит обратный билет.

Напоследок  на стойке регистрации советуют еще раз уточнить этот вопрос у погранслужбы.

Впрочем, смысл таких ограничений непонятен. Ведь через системы букинга можно свободно бронировать билеты в один конец на любую дату в любую страну ЕС.

У вас могут возникнуть проблемы...

В целом, видно, что сотрудников авиалиний и аэропорта готовили к шквалу вопросов по поводу безвиза от путешественников. Но когда вступаешь с ними в дискуссию, оказывается, даже они не вполне осведомлены о правилах въезда в ЕС.  

– Мы-то лично вас по одному биометрическому пропустим на борт без вопросов, – уверяет сотрудник погранслужбы. – Но, понимаете, пускать вас или нет, будет решать уже принимающая сторона, мы гарантий никаких не даем. И что будет спрашивать пограничник той страны, это уже на его усмотрение.

– А что подразумевается под подтверждением цели поездки?

– Бронь отеля, маршрут, по которому будете передвигаться, деньги (посмотрите в интернете, там расписано, сколько денег нужно на каждую страну), и билеты туда и обратно, –  пограничник выпаливает заученный текст – я далеко не первая, кто сегодня задает ему эти вопросы.

– Но зачем мне обратный билет, если я не знаю, сколько конкретно дней буду оставаться в ЕС и могу из Польши, например, захотеть поехать в Бельгию, а оттуда в Венгрию, а потом меня друзья домой повезут на автомобиле? Меня что, без обратного билета не пропустят?

– Ну, у вас могут возникнуть проблемы...

– Слушайте, из Украины вы можете хоть пешком через границу пройти, вас выпустят с одним даже биометрическим паспортом, – подключается к дискуссии Владимир, сотрудник визового отдела МВД. Его вместе с коллегами сегодня специально направили в "Борисполь", чтобы консультировать туристов (и сотрудников аэропорта) о тонкостях безвиза. – Если вы не хотите брать обратный билет, то вам нужно решать этот вопрос с авиакомпанией – возьмет она вас без обратного билета на борт или нет.

– То есть как это? 

– А вот так. Авиаперевозчик несет ответственность за жизнь пассажира. Если вас будут возвращать обратно, они будут обязаны вас за свой счет доставить. А так, если вы возвращаться в Украину решите на машине, просто сдадите обратный билет да и все. Так компания не берет на себя риски. А вдруг окажется, что у вас бан на въезд, и вас развернут? Авиакомпания же этого не знает, когда продает билет. Но обратно она пассажира доставить обязана в случае депортации.

– Но я же как пассажир ничего не теряю. Зачем мне тратиться на обратный билет, если в случае отказа во въезде меня и без него авиакомпания обратно домой доставит? – Своим вопросом ставлю сотрудника МВД в тупик.

– Тогда, если купите один билет, авиакомпания вам может сказать писать заявление, что в случае депортации вы сами оплатите дорогу обратно.

– А как должен выглядеть этот договор? – удивляюсь. Впервые слышу о такой практике.

– Да я не знаю! – взрывается сотрудник визового отдела. – Решайте этот вопрос с авиакомпанией. Или улетайте на свой страх и риск с одним билетом и на границе доказывайте как хотите, что обратно вас друзья отвезут. Это если вы и въезжаете, и выезжаете на автомобиле, то обратный билет вам не нужен.

Вернуть бы курс по 15

Около стоек регистрации разговорились с двумя девушками. Они летят не в Европу, а в Турцию. 

– Вопрос же не в безвизе, – говорит одна из них. – Вопрос в деньгах и зарплатах. Раньше курс евро был 10, а теперь 30. Зарплаты же выросли ненамного. Если вообще работа есть уже хорошо.

– Вот у меня, допустим, муж – спортсмен, – говорит ее подруга. – У него часто сборы в Европе. Для меня безвиз облегчит жизнь только тем, что мне не нужно будет заранее оформлять визу в визовом центре, не нужно мучатся со справкой о доходах. Я собрала вещи, детей и мы сразу поехали к мужу на пару дней. Но – если я захочу, я и так поеду, даже если визу нужно будет оформлять. То есть, безвиз сейчас меня никак не стимулирует сейчас взять вещи и рвануть в Париж. Денег-то у меня от безвиза не прибавилось.

– Я бы лично радовалась не тому, что визы отменили, а если бы евро вернули хотя бы по курсу 15, – говорит первая девушка. - Тогда был бы настоящий праздник для тех, кто хочет поехать в Европу.

Подписывайся на Страну в Twitter. Узнавай первым самые важные и интересные новости!