Фото: Korean Central News Agency via Reuters
Фото: Korean Central News Agency via Reuters

Два дня назад разгорелся международный скандал: газете The New York Times появилась статья эксперта Майкла Эллемана, в которой он сообщил о возможной причастности Украины к поставкам ракетных двигателей в КНДР. Он указал,  что Украина могла быть источником ракетных двигателей и технологий, которые позволили Северной Корее стремительно вывести свою военную ракетную программу на новый уровень.

Теперь Эллеман уточнил и разъяснил свою позицию в беседе с "Голосом Америки". В ней он подтверждает свои слова об Украине как наиболее вероятном источнике утечки военной техники. И упоминает другого исследователя, который также пришел к аналогичному выводу – Норберта Брюгге.

Это известный немецкий аналитик, историк ракетостроения.

"Страна" связалась с Брюгге и узнала его мнение, как и откуда ракетные двигатели могли попасть в Северную Корею.

Норберт Брюгге, немецкий исследователь, который также изучал северокорейские двигатели

– В своем интервью "Голосу Америки" Майкл Эллеман упомянул вас как одного из экспертов, кто также считает, что КНДР использовала ракетные двигатели производства "Южмаша". Как вы определили, что двигатель, который использовали в КНДР, был сделан на предприятии в Днепре?

– Я определил двигатель Глушко РД-250 по следующим критериям:

1. Тип турбонасоса

2. Положение ТП на платформе камеры сгорания (типичное)

3. Схема и размеры камеры сгорания

4. Размер тяги.

– Почему, по-вашему, в КНДР остановили выбор именно на украинском двигателе?

–  RD-250 - старый, но хороший двигатель. Это не имеет ничего общего с Украиной. Возможно, другого двигателя не было.

– Скажите, каким образом украинские двигатели, по-вашему, попали в КНДР?

– Я прямо сказал, что украинское правительство и "Южмаш" не являются помощниками в передаче двигателя RD-250 Северной Корее. Я подозреваю, что RD-250 был продан в Северную Корею незаконно много лет назад еще во времена распада Советского Союза.

– Вы имеете в виду, что двигатель был продан из Советского Союза до 1991 года? Или сразу после распада СССР в 90-е годы? Когда именно? И с территории какой страны? Украины, России?

– Не знаю, когда и где. Во всяком случае, это был момент хаоса при распаде Советского Союза. Многие специалисты тогда стали безработными. К тому же, вы должны учитывать, что на территории бывшего Советского Союза есть склады и музеи.

– Вы намекаете на то, что двигатели могли быть украдены оттуда?

– Возможно. Но не знаю, украдены или проданы.   

– Но если этот двигатель был продан много лет назад, почему Северная Корея использует его только сейчас?

– Двигатель 4D10 (R-27 SLBM) слишком сложный для ручного управления. Было много неудач. Поэтому проекты HS-10 и HS-13 были прекращены. Возможно, они уже решили в 2014 году использовать двигатель RD-250 как модифицированную версию (одиночную камеру сгорания) для новых военных ракет. Полный RD-250 планируется для новой ракеты-носителя "Unha-X", которая скоро будет представлена.

Подписывайся на рассылку новостей Страны на канале Telegram. Узнавай первым самые важные и интересные новости!