YouTube / HromadskeTV

Громадське ТВ опубликовало финансовый отчет за 2015 год. В свете последних скандалов с обвинениями в хищении средств бывшего директора Романа Скрыпина, посмотреть на него вдвойне любопытно. Цифры раскрыты весьма примечательные.

Еврокомиссия - генеральный спонсор

Всего на счета телеканала поступило 34 млн 361 тыс. грн. 

Взнос общественности составил 418 тыс. 934 грн, то есть 1,2% (!) от всего дохода. Роялти принесло каналу 6 тыс. грн. Основную часть поступлений, а именно 33 млн 936 тыс. грн, составила поддержка доноров.

Рассмотрим этот пункт детальнее.

Почти треть от всей суммы донорской помощи "Громадському" принес грант украинского представительства Европейской комиссии - 10 млн 461 тыс. грн.

На втором месте по объему финансовой помощи оказался венчурный фонд "Сеть Омидияра" - чуть более 7 млн грн. Организация основана владельцем всемирно известного интернет-аукциона eBay Пьером Омидияром, специализируется на поддержке предприятий в области социального предпринимательства.

Большие суммы пожертвовали всевозможные агентства международного развития: Канадское - 5 млн 165 тыс. грн; Шведское - 1 млн 785 тыс. грн; организация Пакт (финансируется американским USAID) - 3 млн 669 тыс. грн.

Посольство Германии в Украине также приобщилось к дотированию канала и предоставило 2 млн 186 тыс. грн. Помогла и украинская диаспора в Канаде - Ukrainian World Foundation передал телевизионщикам 1 млн 921 тыс. грн.

Еще шесть доноров дали "Громадському" меньше миллиона каждый. Среди них: посольство Нидерландов (339 тыс. грн), Интерньюз Нетворк (592 тыс. грн), Швейцарское бюро сотрудничества (137 тыс. грн), Шведский международный либеральный центр (427 тыс. грн), британский Фонд Томсона (248 тыс. грн).

Напротив графы Посольства США в Украине указано минус 3348 гривен. В "Громадском" уточнили, что это не Посольство США предоставило финансирование на эту сумму, а канал вернул Посольству неизрасходованную часть финансирования, полученного в 2014 году. "Согласно правилам оформления отчета об использовании средств неприбыльных организаций, суммы возвратов не являются расходом, а уменьшают полученный доход за отчетный период", - добавили в "Громадськом".

 Источники финансирования канала, скриншот Отчета о финансовой деятельности

На что тратят?

Самой емкой графой в списке затрат канала является, конечно же, зарплатный фонд. На зарплаты службе новостей, журналистким проектам и администрации канала ушел 21 млн 661 тыс. грн. Гонорары за работу в регионах и за границей составили 663 тыс. грн.

Аренда помещения в здании "Киевгорстроя" российско-украинского бизнесмена Константина Григоришина обошлись "Громадському" в 562 тыс. грн (около 46 тыс. грн в месяц).

На субгранты (очевидно, имеется в виду финансирование региональных представительств канала) ушло 4 млн 80 тыс. грн. В "Громадськом" уточнили, что речь идёт о поддержке региональных партнёрских организациях, а также "Громадськом радио".

В 2015 году "Громадське" докупило оборудования на 3,5 млн грн. Часть аппаратуры на канале арендуют, плата за пользование составила 152 тыс. грн.

Немало денег потратили на тренинги - больше миллиона гривен. Продюсерские услуги и всевозможные мониторинги вытянули из кошелька телевизионщиков по 239 и 210 тысяч соответственно.

После всех расходов на счетах канала под руководством Натальи Гуменюк осталось 4,5 млн грн, в то время как в конце предыдущего года, во времена директорства Романа Скрыпина, остаток на счету составил 3,8 млн грн.

Общие расходы по году составили 33 млн. 661 тыс. гривен.

Это достаточно скромная сумма по меркам украинского телевидения. Другие новостные телеканалы тратят от 200 тысяч до 1 миллиона долларов в месяц или же от 2,5 до 12 млн. долларов в год. Но будем исходить из презумпции достоверности обнародованных цифр.

К слову, в финотчете канала нет данных о хищении 250 тыс. евро, которые канал намерен отсудить у прежнего руководителя Романа Скрыпина.

"В финансовом отчете нет и не может быть информации о пожертвованиям общественности, которые были выведены Романом Скрыпиным на личные счета, поскольку такие средства аккумулировались не на текущих банковских счетах организации, а находились на счету Pay Pal, открытым Скрыпиным специально для сбора пожертвований в иностранной валюте", - уточнили на канале. Впрочем, отдельного документа о движении средств на счету (счётах?) Pay Pal на сайте не опубликовано. Таким образом, часть дохода канала оказалась не отражена в публичных отчётах.

По мнению "Громадського", действия Скрыпина подпадают под статью 190 Уголовного кодекса Украины и могут квалифицироваться как завладение чужим имуществом или приобретение права на чужое имущество путем обмана и злоупотребления доверием (мошенничество).

Скрыпин в ответ отшучивается, мол, "в своем стремлении "рассчитаться со Скрыпиным" по сомнительным счетам "Громадське" на полном ходу идет к статусу "святой инквизиции украинской журналистики". Но по сути обвинений - комментарии скупы.

Экс-директор "Громадського" Роман Скрыпин в редакции канала, YouTube/HromadskeTV

Что не разглашают?

В феврале "Громадське" заказало аудит своей финансовой деятельности за 2015 год. Подрядчика искали через тендер. Отчет независимого аудитора опубликован на сайте, но в сокращенном варианте: нет значительной части материалов, которые были затребованы по условиям тендера. Возможно, публикация полного отчета могла бы подбросить дров в скандал со Скрыпиным. Что же скрыло "Громадське"?

В условиях тендера канал просил ревизоров проверить отчет об использовании гранта Шведского агентства международного развития и сотрудничества (SIDA). Соглашение между каналом и донором дважды менялось - 15 сентября и 28 декабря 2015 года. Канал просил аудиторов проверить выполнение условий этого соглашения и дать оценку "внутреннему контролю "Громадського". Формулировка дает основание предполагать, что как раз этот грант и стал камнем преткновения между редакцией и Скрыпиным. В пользу версии говорит и размер гранта, который составляет около 38 тысяч долларов - часть суммы, которую канал пытается отсудить у Скрыпина. Впрочем, телевизионщики говорят, что отдельный аудит по этому Гранту был предусмотрен условиями его получения и со Скрыпиным никак не связан.

В "Громадськом" говорят, что аудит и не должен содержать такую информацию, а письмо руководству организации по итогам проведенного аудита, в котором даются рекомендации по ведению бухгалтерского и налогового учета, а также анализ финансовых и других политик и процедур, действующих в организации, является конфиденциальным. При этом его можно получить, отправив соответствующий запрос каналу.

Скандал с исчезновением 250 тысяч евро, в чем обвиняют Скрыпина, может навредить грантовой истории "Громадського". С донорами - как в банке: заемщик с плохой кредитной историей попадает в черный список и может не рассчитывать на лояльность в дальнейшем.

И еще один нюанс бросается в глаза в отчетности телеканала. Более чем скромная доля поступлений от общественности (даже с учётом пропажи имени Скрыпина) не покрывает даже месячные затраты проекта. Это в который раз доказывает грустную истину: классическое общественное телерадиовещание в современной Украине невозможно.

 

Подписывайся на "Страну" в Telegram. Узнавай первым самые важные и интересные новости