Новый министр образования Лилия Гриневич
Новый министр образования Лилия Гриневич, фото: youtube.com

Новый министр образования Лилия Гриневич уже обозначила приоритеты работы своего ведомства - в частности, вопрос о введении 12-летней школы уже окончательно решен. Тем временем, в Раде ожидает голосование законопроект об образовании с учетом пожеланий профильного комитета Рады, который и возглавляла Гриневич. 

Проект, к слову, не дешевый - по оценкам Минфина, только на минимальное обеспечение мероприятий по выполнению закона "Об образовании" в течение двух ближайших лет необходимо 163,3 млрд. грн. А согласно новому законопроекту, Украина должна будет выделять на образование 135-138 млрд грн. в год. При этом, в бюджете на 2016 год, МОН дали 25,9 млрд. грн. То есть, цифры заложены в закон изначально нереальные.

"Страна" совместно с экспертами проанализировала, какие изменения готовят нам депутаты и чиновники. 

1. Среднее и дошкольное образование

С 2018 года в школах введут 12-летку. Одно из самых главных новшеств и, пожалуй, самое скандальное. В 2002 году, еще при Кучме, она уже была введена. И затем в течение многих лет подвергалась жестокой критике начиная от вопросов накладности данной системы для бюджета и заканчивая аргументами про "беременных гимназисток".   

Согласно законопроекту, 12-летка будет включать три уровня: начальное образование (четыре года), базовое среднее образование в гимназии (пять лет) и профильное среднее образование в лицее или учреждении профобразования (три года).

Появятся новые специализированные школы. В категорию "школы 1-3 ступени" попадают художественные и спортивные школы, а также художественные и спортивные колледжи.

Изменения коснутся и дошкольных учреждений. В их список также войдут спортивные, художественные и военные образовательные учреждения.

Вопрос продленки решат на местах в школах. Если раньше дополнительные занятия назначались местным органом образования, то теперь вопрос кружков и дополнительных занятий будет принимать основатель учреждения по ходатайству родителей. Финансирование может быть смешанным – например, государственным и родительским.

Школам дадут больше автономии. Если раньше директора назначали органы образования, то теперь схема поменялась. Директора будут выбирать по конкурсу, в состав конкурсной комиссии войдут представители школы, родители и педагоги.

Сокращение школ. В рамках децентрализации будет проходить закрытие школ с малым количеством учеников (решать это будут местные советы). Законодательно прописан бесплатный подвоз учеников сельских школ к месту обучения и домой.

Комментарий Олега Ересько, экс-директора департамента общего среднего и дошкольного образования Минобразования Украины:

Во всем мире действует система образования от 12 до 14 лет. Но я против того, чтобы оно было обязательным, тем более, и для бюджета это накладно. Но обязательное среднее образование прописано в Конституции. Поэтому, чтобы сделать 12-летку необязательной, то нужно менять эту норму. И тогда 12-летнее образование будет подготовкой к вузу.

Что касается автономии школ, то здесь все зависит от профессионализма кадров. За ними должен быть жесткий контроль, и они должны обязательно проходить переаттестацию, что и в нынешнем законе прописано. Тогда автономия будет иметь смысл.

2. Высшее образование

Жесткие требования к аккредитации. Теперь вузы будут в обязательном порядке проверять не только на стандарты образовательной программы, но и на возможность вуза ее выполнить. То есть, если в вузе отстает материально-техническая база, то его могут понизить в уровне аккредитации. Эта программа направлена на сокращение вузов – в Минобразовании не раз заявляли о планах сократить количество высших учебных заведений с 802 до 317. Часть уже закрыли, еще часть сольют с другими университетами.

Новый вид программы. Теперь, помимо образовательно-профессиональной и образовательно-научной программы, появится образовательно-творческая. Уровней образования тоже будет три. Последний предполагает овладение методологией художественной и художественно -педагогической деятельности, осуществление самостоятельного творческого художественного проекта, получение практических навыков выработки новых идей и решения теоретических и практических проблем в творческой художественной сфере.

Новая ученая степень.  Доктор искусства. Эту степень получают на третьем уровне образования в вузе художественного направления. Во всех остальных остается доктор философии.  Нормативный срок подготовки доктора искусства в творческой аспирантуре составляет три года.

Уровней остается три: бакалавр, как первый уровень (заменяет специалиста), магистр и доктор (философии и искусств).

Новый график работы в общежитиях. Это новшество, скорее, просто приятный бонус для студентов. Теперь доступ в общежитии должен быть круглосуточным.

Комментарий Андрея Черных, независимого эксперта в сфере образования:

Я не вижу особых плюсов. Самая большая проблема, которая допускается при принятии таких стратегических и профильных образовательных законов, как, например, о высшем образовании – финансирование.  Недавно приняли изменения относительно финансирования профессионально-технического образования и теперь, при разработке закона об образовании, есть отсутствие реальных финансово-экономических расчетов. А как результат – нет финансового ресурса на их реализацию.

Любой закон без финансового обеспечения – это просто бумажка. С принятием закона об образовании кардинально меняется структура на всех уровнях. Это потребует значительных объемов средств, как для разработки новых учебных программ, так и для печати новых учебников и переподготовки учителей. А этих средств нет. Нужно честно об этом говорить.

Ставить, как условие сохранения учебного заведения высокий уровень материально-технической базы при том, что не созданы реальные условия для того, чтобы вузы зарабатывали и самое главное, могли воспользоваться заработанными ресурсами, по меньшей мере не логично.

Более того, у меня большие сомнения относительно необходимости возвращения 12-летней системы. На мой взгляд, нет никакой существенной разницы между 11-летней и 12-летней школой. Результаты тестов ЗНО говорят сами за себя. Поэтому, в первую очередь, нужно системно менять программу школьного образования в младшей и средней школе. Вот там корень проблемы. Иначе и 13 и 15-летняя школа нам не поможет.

Подписывайся на "Страну" в Telegram. Узнавай первым самые важные и интересные новости