Фото: vedomosti.ru
Фото: vedomosti.ru

Газпром и "Нафтогаз" впервые обменялись прогнозами о возможном объеме транзита голубого топлива через территорию Украины после 2019 года. Что грозит украинской газовой трубе, разбиралась "Страна".

Газпром снижает объемы

Глава Газпрома Алексей Миллер впервые огласил далеко идущие планы о возможном объеме транзита газа через Украину после 2019 года. По его словам, речь идет о транспортировке 15 млрд кубометров голубого топлива в год. "Мы готовы к переговорам. Однако, мы можем говорить только о гораздо меньших объемах, возможно, около 15 млрд кубометров в год - для стран, которые граничат с Украиной", - заявил Алексей Миллер в интервью агентству Reuters.

Откровенно говоря, такие планы Газпрома выглядят как насмешка над Украиной. В 2016 году Украина обеспечила транзит 82,2 млрд кубометров газа при пропускной способности в 120 млрд кубических метров. Снижение объемов в 5 раз приведет к тому, что платы за транзит даже не хватит на содержание и обслуживание украинской трубы.

Но ситуация стала еще более удивительной, когда на заявления Миллера отреагировали и в "Нафтогазе". Коммерческий директор "Нафтогаза" Юрий Витренко спрогнозировал, что с 2020 года Украина может снизить тариф на транзит газа по украинской газотранспортной системе на 90%. 

"С 2020 года тарифы снизятся примерно до десятой части, и это сделает транзит через украинскую ГТС газотранспортную систему значительно дешевле, чем через "Северный поток - 2", - говорится в заявлении Витренко, обнародованном пресс-службой "Нафтогаза".

При этом, условием для снижения ставки транзита газа по территории Украины ее представитель назвал гарантированный ежегодный объем транспортировки – около 110 млрд кубометров газа. Мол, только если Россия согласится на такое предложение, то получит обещанный дисконт. 

Есть ли жизнь после 2019 года?  

Сейчас "Газпром" поставляет газ в Европу по трем основным направлениям - через украинскую ГТС, через Белоруссию по газопроводу Ямал-Европа и через Балтийское море в Германию по "Северному потоку-1" .

Транспортировка газа через украинскую ГТС приносит в бюджет Украины не менее 1 млрд долларов в год. С введением "Северного потока-2" Украина не только останется без этих ресурсов, но и будет вынуждена за свой счет содержать трубу. Например, по данным "Нафтогаза", в 2016 году за счет транзита 82,2 млрд кубометров газа Украина получила 28,7 млрд гривен прибыли. Если через Украину будет поставляться 15 млрд кубов, то и доходы снизятся в 5 раз, до 5 млрд гривен.

В 2019 году Газпром может полностью отказаться от транзита газа через украинскую территорию. Теоретически такие возможности даст ввод в эксплуатацию в 2019 году газопровода "Северный поток-2". Его проектная мощность аналогична трубе через Балтийское море "Северный поток-1", по которому в 2016 году в Европу было поставлено 44 млрд кубометров газа. 

Эти планы весьма реалистичны, учитывая, что целый ряд крупнейших европейских компаний (Engie, OMV, Royal Dutch Shell, Uniper и Wintershall) уже заявил, что в ближайшее время вложат в "Северный поток-2" 4,75 млрд евро. Настроения европейцев можно понять - для европейского газового рынка это стратегически важный проект, потому как способен гарантировать энергетическую безопасность на долгое время. 

Во-вторых, закрыть все потребности Турции в российском газе может "Турецкий поток". Сейчас Россия рассчитывает, что на потребности Турции будет использоваться одна нитка, а по второй будет поставляться газ в южную Европу. 5 мая Алексей Миллер доложил президенту России Владимиру Путину о готовности начать укладку труб на морском участке газопровода "Турецкого потока". Видимо, не случайно это сообщение последовало сразу после переговоров главы России с его турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом в Сочи. Сам же Путин уверенно заявил, что Анкара будет поддерживать проект, так что "надо начать работать". Открытие первой очереди "Турецкого потока" ожидается в конце 2019 года. Его первая нитка предназначается для экспорта газа в Турцию объемом 15,75 млрд куб. в год. Однако никто не знает, как будут дальше развиваться российско-турецкие отношения. Мировые СМИ на этот счет пишут, что до 2019 года может многое произойти, потому что геополитика стала такой же капризной и неустойчивой, как погода в Заполярье, откуда Газпром качает свой газ.

Если намеченные Россией планы осуществятся, Украина вообще может оказаться не у дел В то же время, другим транзитерам, например Словакии, Газпром обещает, что она не пострадает от сокращения украинского транзита, и через нее пустят газ из "Северного потока-2".

"Дешевле будет сдать ГТС на металлолом" 

В условиях, когда Украину могут отодвинуть от важнейших энергетических потоков, "Нафтогаз" оказался в патовой ситуации, и его руководство рассчитывает, что коммерческое предложение по снижению ставки на транзит газа на 90% от Украины перекроет планы Газпрому по вводу "Северного потока-2". Однако, насколько реальны эти планы? 

Директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич считает, что такие предложения уже запоздали. В комментарии "Стране" эксперт напомнил, что даже Запад не выделяет Украине обещанные средства на ремонт части трубопровода "Уренгой - Помары - Ужгород". 

"Почему нам Европа не дает деньги на ремонт "Уренгой - Помары - Ужгород"? У нас на прошлой неделе произошла разгерметизация трубы. Да потому что в Европе тот же ЕБРР не понимает, а сколько газа будет транзитировать Украина. И поэтому задерживают с 2013 года выделение 306 млн долларов. Денег нет. Очевидно, что среди кредиторов нет понимания, а нужен ли будет этот трубопровод после 2019 года", - говорит Марунич.  

"Время для принятия каких-либо эффективных решений уже потеряно. Газпром в любом случае минимизирует значение украинской ГТС для транзита после 2019 года. Поэтому руководство "Нафтогаза" пытаются что-то делать, что-то предпринять. Но разговоры о дисконте в 90% просто смешны. Сейчас транспортировка стоит 50 долларов за путь 1000 кубов с Востока на Запад, а они предлагают сделать 5 долларов. Это означает полный крах для ГТС Украины, - говорит Дмитрий Марунич. - В этом случае наша ГТС будет неконкурентоспособной. Придется останавливать газопроводы из-за ненадобности. Может просто дешевле будет порезать и сдать трубы в металлолом. При этом внутри страны тарифы на транспортировку газа еще вырастут". 

В то же время, президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко считает, что Украине лучше согласиться на предложение Газпрома, чем вообще остаться с трубой, которая рано или поздно никому не будет нужна. 

"В Нафтогазе пытаются потроллить Газпром, но положение уже незавидное, - говорит "Стране" Александр Охрименко. - Сейчас они сами не уверены, не окажется ли транзит убыточным для Украины. И не лучше ли иметь доход от транспортировки хотя бы 15 млрд кубометров, чем остаться в дураках и без денег, и без транзита. Кроме того, трубу надо содержать, в нее надо закачивать технический газ, ее надо ремонтировать. Не забывайте, что она используется для закупки газа по реверсу из Европы. За это все нужно платить! За какой счет это будут делать? За наш с вами!"

По словам члена набсовета Института энергетических стратегий Юрия Корольчука, если сократить транзит до 15 млрд кубов, то "Нафтогазу" придется законсервировать трансбалканское направление трубы (в сторону Болгарии и Турции). При этом нельзя закрыть магистральные газопроводы, иначе без газа могут остаться украинские потребители, поэтому нужно достраивать ответвления от трубы, идущей с Востока на Запад. По подсчетам Минэнерго, на создание таких ответвлений потребуется 2 млрд долларов, считает Корольчук. 

В свою очередь, политический эксперт Руслан Бортник считает, что у Украины еще есть шансы сохранить статус-кво в этом вопросе, но при одном условии - изменении внутренней политики.

"Наша труба в ее нынешнем состоянии априори никому не нужна. Чтобы модернизировать трубу и на ней зарабатывать, необходимо изменение внутренней политики. Более реальный вариант - создать газовый консорциум, что обсуждалось несколько лет назад. Напомню, что в 2019 году в Украине состоятся очередные выборы президента и парламента. Кто знает, если изменятся политические расклады и появится более договороспособная власть, которая пойдет на создание консорциума, то труба трубе не наступит. Поэтому еще есть шансы не допустить уничтожения ГТС, но они уже лежат в политической плоскости", - считает эксперт. 

Подписывайся на Страну в Twitter. Узнавай первым самые важные и интересные новости!