Катастрофа авиарейса МН17 - как следствие стадного поведения и учрежденческого поведения

Знаменитый инвестор У. Баффет на вопрос что он более всего ценит в своих управляющих всегда отвечает: " Умение противостоять учрежденческому императиву и стадному поведению ".

Учрежденческий императив - это сложившиеся правила , нормы, традиции, процедуры и процессы внутри компании. В крупных компаниях и государственных органах учрежденческий императив обладают огромной консервативной силой и , если он уже не соответствуют требованиям рынка, то изменить его крайне трудно . Почти невозможно. Это под силу только мощным лидерам. Баффет всегда искал именно таких лидером и им вручал свои бизнеса.

Стадное поведение на рынке -это понятно. Это страх отклониться от общепринятого поведения, даже если оно и не верно. Баффет всегда нанимает менеджеров, способных абстрагироваться от стадного поведения и смотреть на ситуацию объективно.

13 октября 2015г. Нидерланды опубликовали финальный отчет о катастрофе Боинга рейса МН17. Один из выводов комиссии гласит:

" 1. Учитывая большое количество сбитых военных самолетов в районе боевых действия в Донбассе , все заинтересованные стороны неправильно оценили риски полета над зоной. ( Это очень дипломатично написано в отчете. Я бы написал что " все заинтересованные стороны оказались полными идиотами ")

2. Украинский Аэрорух должен был закрыть воздушное пространство над Донбассом

3. Малазийские авиалинии должны были выбрать альтернативный маршрут полета

4 . Международная организация гражданской авиации неадекватно оценила риск полета над конфликтной зоной."

Перед нами яркий пример стадного поведения и учрежденческого императива , который привел к гибели более 300 человек.

Почему малазийская авиакомпания не изменила маршрут полета через конфликтную зону? Потому что изменение маршрута серьезно удорожало стоимость полета. Это никому было не выгодно в компании. Никто не решался предложить руководству и акционерам пойти на дополнительные издержки и потерю конкурентоспособности , потому что через конфликтную зону пролетало ежедневно сотни других маршрутов других авиакомпаний. Это факт давил на менеджеров всех авиакомпаний.

Никто не решался первым признать безумие полета над Донбассом , где сбивали военные самолеты и взять на себя дополнительные издержки по изменению маршрута. Типичный пример неспособности противостоять стадному поведению!

Случилось так что не повезло малазийцам. А могло не повезти Люфт ганзе , Qatar airways или Аэрофлоту. Это был просто вопрос случая.

После катастрофы акции Malaysia Airlines упали на 18 % и без того убыточная авиакомпания оказалась на грани банкротства. Цена вопроса!
Вот почему Баффет так тщательно подбирает себе управляющих и вот в чем один из секретов его невероятного успеха

Украина не закрыла воздушное пространство над Донбассом потому что в наше государстве действует учрежденческий императив - скрывать правду и врать. Все боялись, включая высших должностных лиц , сказать миру правду о масштабах боевых действиях в зоне АТО и закрыть полеты. Изменить эти правила и противостоять этому никто был не в состоянии.

Через 76 мин после трагедии воздушное пространство было закрыто. И так во всем . Убедить нас что то поменять могут только катастрофы. Как Чернобыльская , например.

Противостоять стадному поведению и учрежденческому императиву очень нелегко. Знаю это по своему почти 20- летнему опыту кризис-менеджера

 

Катастрофа авиарейса  МН17 - как следствие   стадного поведения и учрежденческого поведенияЗнаменитый инвестор У. Бафф...

Опубликовано Andrew Golovachov 22 февраля 2016 г.