Мамука всемогущий

Получилось ли у команды Саакашвили превратить
Одесскую таможню в образец реформ


Александр Сибирцев

К Одесской таможне сейчас приковано особое внимание. Более ста дней прошло с тех пор, как тотальный контроль над этим подразделением Государственной фискальной службы получила команда Михаила Саакашвили, пообещавшая показать на вверенном им в управление объекте образец успешных реформ по «грузинскому сценарию». По прошествии нескольких месяцев уже можно делать предварительные выводы – удалось ли переломить ситуацию в одной из самых коррумпированных государственных структур Украины. «Страна» разбиралась в ситуации.

«Комиссары Михо» и «смотрящие Насирова»
19 октября 2015 года главой Одесской таможни стала 27-летняя Юлия Марушевская. Ранее никому не известная выпускница КНУ имени Шевченко по специальности «немецкая филология», до этого прославилась разве что вирусным видеороликом «I Am a Ukrainian» .

Известно также, что она является супругой одного из топ-менеджеров телеканала 24, принадлежащего лидеру «Самопомощи» Андрею Садовому. Впрочем, даже с таким бэкграундом понятно, что без команды опытных советников и профессиональных помощников деятельность юной преподавательницы филологии в качестве главы региональной таможни была бы невозможна ни на один день. И такая команда была готова – вместе с Юлией Марушевской На Одесскую таможню пришла целая плеяда волонтеров, явно знакомых с работой таможенников не только по фильму «Белое солнце пустыни».

Ближайшее окружение главы одесской таможни можно четко разделить на две группы – креатур главы Государственной фискальной службы Романа Насирова и команду Михаила Саакашвили.

К «группе влияния» Романа Насирова наши источники в ГФС относят первого заместителя Юлии Марушевской – Семена Кривоноса, а также несколько опытных сотрудников Гостаможслужбы, находящихся на неприметных должностях помощников главы Одесской таможни и начальников ключевых отделов.

В свою очередь, «группа влияния» Саакашвили четко обозначена распоряжением самого губернатора о «создании рабочей группы по упрощению процедур таможенного контроля». Большая часть группы волонтеров-помощников состоит из явных статистов – вчерашних студентов, а также адвокатов, юристов, менеджеров среднего звена. Многие из них в разные годы были причастны и к политике – были помощниками депутатов ВР различных созывов. Например, член «группы Михо» Вадим Гордин в свое время успел поработать помощником у четверых разных нардепов: Леонида Емца из НФ, Виталия Яремы из «Батькивщины» и даже Арсения Яценюка.

Однако главную скрипку по управлению таможней, по информации наших источников из этого ведомства, играют все же грузинские члены «рабочей группы».

Интересно, что почти все грузины, рулящи сейчас Одесской таможней, в свое время занимали ключевые посты во время президентства Михаила Саакашвили.

Георгий Цхакая был министром доходов Грузии.
Мамука Тугучи возглавлял Службу борьбы против нарушения таможенных правил Грузии.

Нино Шарашенидзе –Глава Таможенной службы Грузии при Саакашвили.

Давид Чедиа был начальником Государственного агентства Грузии по управлению имуществом.

Вахтанг Иашвили занимал пост заместителя прокурора Тбилиси.

Манана Шургулая возглавляла отдел по борьбе с коррупцией Государственного агентства Грузии по закупкам. К слову, почти ко всем «комиссарам Михо на таможне» есть претензии на родине – в Грузии на многих из них открыты уголовные дела по подозрению в служебных злоупотреблениях, превышении власти и коррупции. Впрочем, сами подозреваемые считают это политическими преследованиями и местью за близость к Саакашвили.
Ни шага без советников
«Таможней сейчас управляют в ручном режиме, прежде всего грузины – Георгий Цхакая и Мамука Тугучи, - сказал нам на условиях анонимности один из сотрудников таможни. - Они решают абсолютно все вопросы – настоящие серые кардиналы. Более того, они сидят в центральном офисе Одесской таможни – на улице Гайдара. Без совета с ними Юлия Марушевская не подписывает ни одного документа. Есть еще несколько грузин из «рабочей команды» Саакашвили. Несмотря на то, что они числятся всего лишь волонтерами, на самом деле эти ребята сейчас работают как настоящие комиссары – полномочные представители Саакашвили и Марушевской. В шутку их называют «око государя» на таможне – эти ребята вмешиваются во все, что можно. Их распоряжения должны исполняться официальными сотрудниками таможни без возражений».

Правда, сбрасывать со счетов «команду Насирова» тоже не стоит. По данным источников «Страны», они контролируют достаточно большой и очень «вкусный» кусок работы таможни – импортно-экспортные операции с топливом. Однако в целом справедливо утверждение, что доминирующее влияние на таможню если пока не имеют, то, по крайней мере, стремятся установить выходцы из Грузии.

Сотрудники таможни жалуются на огромный прессинг со стороны грузинской команды. «Почти всех старых сотрудников грузины вынуждают писать заявления на увольнение «по собственному желанию», открыто объясняя, мол, наше время уже «прошло» и «коррупции на таможни уже не будет». Впрочем, многие уходят и сами. Официальная зарплата среднего звена сотрудников таможни – от 2,5 до 3 тысяч гривен. Раньше начальство доплачивало до 2-3 тысяч гривен в «конвертах» из различных фондов. Сейчас этих надбавок уже нет – в главном управлении всех посадили на голые зарплаты. Поэтому смысла работать многие уже не видят и увольняются сами».
Как Мамука Асаура увольнял
О компетенции грузинских «кураторов» одесские таможенники не лучшего мнения: «Доходит до абсурда. Например, «смотрящему» по таможне Мамуке Тугучи как-то доложили, мол, АСАУР (автоматизированная система анализа и управления рисками, сокращенно – АСАУР. – Ред..) «тормозит». Мамука, приняв название программы за фамилию, тут же распорядился… уволить этого «негодяя Асаура!»

А в середине декабря прошлого года на планерке начал диктовать сотрудникам «необходимые» стоимости на группы товаров, не догадываясь, видимо, о том, что эти стоимости записаны в соответствующих документах и утверждены ГФС».

Между тем, определенные изменения на таможне произошли. Правда, их пока трудно назвать триумфальными успехами.

Первоначально у реформаторов была здравая идея отказаться от индикативных цен, которые являлись источником коррупции. Это когда товар растаможивается не по его контрактной стоимости, а по спущенным сверху индикативным ценам (мол, стоимость в договорах импортеры могут занижать). Но при желании таможенники могут оформить товар и по контракту, что и является главным стимулом для импортеров договориться с «мытниками».

Марушевская заявляла, что от индикативных цен откажутся и начнут оформлять только по контрактной стоимости. Но потом жизнь внесла свои коррективы. Очень быстро реформаторы пришли к выводу, что от индикативных цен можно отказаться только в случае импорта товаров из стран ЕС и США. Из стран же Азии и Африки товар решено пускать по-прежнему через сито «индикатива». А это – 90% всего потока.
«Да, товарам, произведенным в США и Европе, дан зеленый свет, - говорит экспедитор из Одессы Юрий Кузнецов. Но это считанные проценты от всего импорта. Остальным грузам – из Турции и Китая - приходится пробивать дорогу при помощи всяческих ухищрений. При этом остается в силе одна из основных коррупционных составляющих – «индикативные цены», по которым таможенники считают стоимость импортируемого товара. В компьютере есть, допустим, индикативная стоимость одного шурупа – 50 центов. Таможенники требуют оплатить пошлины исходя из этой цены. И доказать, даже предъявив документы фабрики-производителя, что шуруп на самом деле стоит 10 центов – можно только за взятку».
Одесский экономист Николай Корпиенко также отмечает, что на таможне серьезно облегчилась жизнь тем предприятиям, которые импортируют товар из западных стран, согласно контрактной стоимости товаров.

Кроме того, составлен «белый» список добросовестных импортеров, которым также дан «зеленый свет» для быстрого и беспроблемного оформления грузов по контрактной стоимости. Это прежде всего крупные предприятия с большими оборотами, которые, по мнению руководителей таможни, имеют хорошую репутацию и им можно доверять. В их число входят «Азовсталь», «Хюндай мотор Украина», Одесский припортовый завод, торговые сети «Таврия В», «Антошка», «Сильпо», «САВ-дистрибьюшн», «Метро», «Эпицентр» и другие. Правда, критерии, по которым в этот список попадают компании могу быть достаточно интересными, но об этом ниже. Пока же зафиксируем, что есть определенное число счастливчиков, которые оформляют товары на таможне вполне беспроблемно. Но их сравнительно немного.
«Остальным приходится по-прежнему доказывать, что они «не верблюды» и искать «подходы» к таможне», - говорит Корпиенко.
Уходить или договариваться
Отметим, что пришествие грузин ознаменовалось большими кадровыми пертурбациями, что привело к слому многих ранее наработанных серых схем (кроме тех сфер, где работают «смотрящие Насирова» – см. выше). Поэтому часть импортеров предпочла не договариваться по новой, идя на риск и тратя дополнительные деньги и время, а просто уйти на другие таможни.

«Поэтому импортеры бегут из Одессы оформляться на другие региональные таможни, - говорит Юрий Кузнецов. - В итоге Одесская таможня лишается доходов, не страдают лишь одесские порты – грузы все равно проходят через них, а импортеры едут на оформление в другие области».

«В итоге общая сумма таможенных платежей в Одесской таможне падает, государству причинен значительный убыток – не вошедшие в список «счастливчиков» импортеры бегут растаможиваться в другие, более покладистые, региональные таможни»,- говорит Николай Корпиенко.
Коррупция пробивает себе дорогу
Впрочем, часть импортеров все-таки ищет пути решения вопросов на месте. И многие их находят.

Во-первых, на среднем уровне управления. Нельзя забывать, что одесская таможня – это обширная структура, подразделения которой действуют на территории, сравнимой с площадью некоторых европейских государств.

Помимо городских подразделений и отделов таможни, в Одесской области действует девять отделов таможенного оформления грузов – ВМО. В свою очередь, каждый из отделов делится на несколько пунктов пропуска. Посты отстоят друг от друга на десятки и сотни километров, на каждом из них – свои порядки и способы «заработать» сотрудникам таможни. В силу географических особенностей каждый пост имеет неофициальную специализацию по «схемам».
Даже при очень большом желании, чтобы полностью ликвидировать контрабанду и серые схемы таможенного оформления на постах, раскиданных на столь большой территории, «реформаторам» придется поставить десятки «смотрящих». По простой причине – официальные зарплаты инспекторов и начальников отделов и постов колеблются от 1,3 до 3,5 тысяч гривен.
На условиях анонимности один из бывших руководителей Одесского управления СБУ, рассказал о том, что происходит «вдали» от грузинских реформаторов: «Часть тех, кто раньше растаможивался по серым схемам, переехали оформляться на другие таможни. Но половина «серых» осталась. Остались и «решалы», которые много лет посредничали между таможней и контрабандистами. Условно они делятся на несколько кланов влияния. Один клан, который возглавляет Артур П., по кличке «Прузо». Этот клан раньше работал с «донецкими» и до сих пор имеет большое влияние за счет родственных и дружеских связей с сотрудниками таможни. Специализация этой группы – оформление контейнеров с грузом по одной из традиционных схем по заниженной контрактной стоимости и замене наименований товаров. Группа «Прузо» с приходом грузин поначалу приостановила деятельность – пытались договориться с «комиссарами». Правда, договориться им не удалось. Но мир не без добрых людей, подставило плечо среднее звено таможни – начальники отелов и пропускных постов. Второй клан контрабандистов – это группа «Ореста». Группу возглавляют Орест Ф. и Денис А. Ее специализация – завоз контейнеров по схеме на заниженной контрактной стоимости и замене наименований, а также контрабанда низкооктанового топлива. Топливо привозят, растаможивают по нижним расценкам, потом вывозят и продают сетям АЗС, а те в свою очередь бодяжат присадками и продают как топливо лучших сортов. Если честно, то ранее все крупные каналы контрабанды были под контролем СБУ и таможни – доли откатов от «контрабаса» 50/50 делились между «конторскими» и таможней. Задерживали и открывали уголовные производства лишь по мелким контрабандистам и «решалам», которые пытались наладить схемы без ведома СБУ. Таможенники затем скидывались в так называемый «общак», который затем передавали на самый верх. После прихода грузин на таможню все эти каналы просто немного переформатировались и «переехали» на отдаленные от Одессы отделы таможенного оформления. Нашим, «конторским», тоже серьезно перекрыли кислород, поэтому в выигрыше остались те, которые контролируют по долгу службы отдаленные от Одессы таможенные отделы и посты».
Интересно, что, по словам бывшего эсбэушника, после прихода «грузинской команды», от начальства СБУ якобы поступила команда «перестать активничать» на таможне: «Действующие коллеги сообщают, что начальство «порекомендовало» сейчас не мешать работе таможни. Сказали, мол, прекратите кошмарить таможню, так как это мешает работе команде Михо. Но разрешили «кошмарить» мелочь – рядовых инспекторов, начальников смен пропускных пунктов и «старых» начальников территориальных отделов таможенного оформления. А с крупными контрабандистами, мол, сами грузины разберутся...», - утверждает наш источник.

Но, судя по всему, отношения с СБУ у Михо все таки тяжелые. На днях одесский губернатор заявил о том, что верхушка СБУ объявила ему войну после того как тот перекрыл каналы заработков чекистов на контрабанде.

В целом, мнение о том, насколько коррумпирована новая грузинская команда Саакашвили на таможне расходятся. Часть одесских предпринимателей считает, что они уже подсели на схемы (причем без ведома губернатора области) и с ними вполне можно договориться на условиях очень серьезных откатов. Другие говорят, что пока таких случаев не зафиксировано.

Впрочем, есть другая схема, которая достаточно очевидная и более чем подозрительная. Газета «Зеркало недели» отмечает, что часть фирм, которые внесены в «белые» списки ранее вносили благотворительные взносы в фонд «На благо Одессы», который создал Саакашвили. Среди них, к примеру, ПТК "Шабо", ООО "Интерхим", ООО "Тис-Уголь", которые внесли в фонд по 2 млн грн каждый. Кроме того, само по себе наличие компаний, которые «равнее других» в деле растомаживания создает простор для злоупотреблений. Теоретически ведь ничего не мешает этим счастливчикам договариваться с менее везучими коллегами помогать им в оформлении грузов (в том числе и занижая их контрактную стоимость), пользуясь своим членством в «белых списках». А как показывает практика – то, что возможно теоретически, возможно и практически.
Плановый провал
В начале февраля Одесская таможня отчиталась о первом своем большом успехе. При плане поступлений в 739 миллионов было собрано 863 миллиона гривен. Перевыполнением на 16,7%.

В то же время, следует отметить, что в декабре 2015 года план поступлений в бюджет, спущенный сверху, был в два раза больше – это 1 миллиард 336 миллионов гривен. Фактическое поступление - 1 миллиард 263 миллиона. И это при том, что курс был существенно ниже, чем в январе 2016-го. А план поступлений почти в два раза выше!

Не под отчет ли о перевыполнении плана этот план был снижен?

Кстати, по данным наших источников на таможне, разница между фактическими поступлениями в декабре 2015 года - 1 263 миллиона, и январскими 2016 года - 863 миллиона (400 миллионов гривен), фактически отражает повальное бегство грузоперевозчиков в другие региональные таможни.

Кстати, порты при этом не страдают - грузы выходят не растаможенными в Одессе и растаможиваются где-нибудь в Ровно или в Киеве.
«Это как будто аматоры
оккупировали Метрополитен-опера»
Мнение Галины Вдовиной, члена общественного совета при Госфискальной службе, предпринимателя:

«Реформы в Одесской таможне эффективны только в медийном пространстве. А проект под названием «Открытое таможенное пространство» есть очередная попытка под красивыми лозунгами порулить контрабандными и бюджетными потоками, вопиюще лоббируя интересы определенных слоев бизнеса. Реформы, как правило, базируются на нормативных документах. В Одесской таможне изменения происходят либо в полном игнорировании законодательства, либо в, мягко говоря, странной его трактовке. Нельзя реформировать отдельно взятую таможню (просто конец света в отдельно взятой стране!), не меняя законодательных устоев фискальной службы. Это напоминает гастроли аматорского театра, разношерстная труппа которого дивным образом оккупировала, к примеру, Метрополитен-опера или Ла-Скала. Исходя из этого, о каком саботаже может идти речь? Их реформаторские потуги – пустышки, поэтому не воспринимаются всерьез. Хотя саботажная риторика очень близка всем псевдореформаторам: публично психануть и сказать, что мы хотели, но саботажники нам не позволили. Коррупцию нельзя ликвидировать априори. Ее можно только цивилизовать и минимизировать. За зарплату в 1,2-2,5 тысяч гривен нельзя работать. За эти деньги можно только вредить. Для создания таможни, коррумпированной в щадящей дозе, необходимо отделить ее от налоговой, лишить фискальной функции, а таможенникам дать достойную зарплату. А пока у нас планы Минфина, таблицы, ПКМУ, индикативные цены и нищенские зарплаты, - все это разговоры на тему: «Коммунизм и его влияние на северное сияние».
Мнение Одесской таможни: все идет по плану
Мы отправили на Одесскую таможню 11 вопросов по текущей ситуации
и получили от ее пресс-службы 11 ответов. Приводим их в полном объеме и без каких-либо правок (в переводе на русский язык).
Вопрос 1:
Что удалось реформировать на Одесской таможне за время руководства Юлии Марушевской?
Ответ:
Первое, что стоит отметить - это систематическое увеличение количества компаний, которые проходят таможенное оформление по цене, указанной в контракте (по первому способу). Этот упрощенный способ применяется сегодня к

- Импортерам из списка «30 стран»;

- Импортерам сырья для украинских предприятий;

- Импортерам оборудования для украинских предприятий;

- Импортерам, крупных налогоплательщиков, которые на протяжении последних трех лет не нарушали таможенного законодательства (список из 90 компаний).

Мы отказались от практики «двойного» растаможивания в Одесском порту. Теперь компании не обязаны пользоваться частными терминалами и платить за их услуги. Все процедуры можно пройти в одном месте, в порту. Это экономит средства предпринимателя - до 7000 гривен в одном контейнере. Уменьшилось также время таможенного оформления - до 1:00.

Мы уменьшили количество необоснованных проверок при осуществлении таможенного оформления грузов благодаря соответствующему меморандуму с силовыми органами. Причиной его подписания было большое количество безрезультативных проверок, проведенных на основании ориентировок правоохранительных органов.

Отныне только руководство силового ведомства может определять необходимость такой спецпроверки. При этом обязательно надо указывать конкретное нарушение требований законодательства. Если письма не отвечают этим требованиям, работники Одесской таможни не проводят дополнительной проверки. Более того, пребывание правоохранителей в зоне таможенного контроля возможно только с соблюдением ее правового режима и только с письменного разрешения руководства таможни. Таким образом удалось уменьшить количество проверок со 170 в месяц (примерно) до 20-ти.

Благодаря отдельному недавнему поручению, которое упрощает оформление товаров международного транзита, удалось уменьшить среднее время таможенного оформления международного транзита до 11 минут. Это благодаря отсутствию чрезмерного контроля товаров международного транзита. Отметим, что проверка таких грузов при старой системе также была источником коррупции - компаниям приходилось «откупаться» от чиновников, чтобы их товар не проверяли. Соответственно, одесская таможня из-за коррупции и невозможность международных компаний спрогнозировать свои расходы на таможенное оформление теряла грузопоток международного транзита.

Одесская таможня первой в структуре ДФС начала пользоваться платформой для электронных закупок Prozorro. Кое-где это позволяет экономить на госзакупках до 30%. Соответственно, исчезла коррупция и откаты при государственных закупках.
Вопрос 2:
Какая заработная плата у Юлии Марушевской? Выделяются ли какие-либо гранты или материальная помощь Юлии Марушевской помимо заработной платы?
Ответ:
Заработная плата более 3000 гривен. Нет, не выделяются. Помогает семья.
Вопрос 3:
Увеличилось или уменьшилось количество грузоперевозок и растаможек, осуществляемых непосредственно на одесской таможне за тот же срок?
Ответ:
Мы были готовы к тому, что поступления в бюджет Одесской таможни снизятся. Это было в частности связано с тем, что мы полностью отказались сотрудничать с недобросовестными компаниями, а хотим стать удобным сервисом, где быстро сможет обслуживаться честный бизнес. В частности, об этом говорится в заявлении Юлии Марушевской в ноябре (https://www.facebook.com/yulia.marushevska/posts/1062847277089610). Это также частично касается и вашего вопроса номер 7. Однако благодаря прозрачности, упрощению процедур, все больше компаний оформляется на Одесской таможне. Нам удалось в январе перевыполнить план поступлений в бюджет на 124 млн грн. Общее выполнение плана составило более 860 млн грн. Мы и в дальнейшем будем сохранять эту тенденцию.
Вопрос 4:
Существует ли определенный саботаж реформам со стороны служащих таможни? В чем он выражается?
Ответ:
Кто-то поддерживает изменения, а кому-то они не очень нравятся. Однако самое сложное - менять систему. Старая система, бюрократия просто не успевает за изменениями, которые сегодня проводятся на Одесской таможне.
Вопрос 5:
Какие меры предпринимаются руководством таможни для мотивации сотрудников? Будет ли повышение зарплаты и до какого уровня?
Ответ:
Сегодня заработная плата государственного служащего определена в украинском законодательстве. К сожалению, она не высока. Инспектор, по закону, получает примерно 1300-1500 грн. Это очень мало и это одна из весомых причин возникновения коррупции. Наши реформы предполагают, что средняя заработная плата работника Одесской таможни составит 10 000 гривен до конца 2016 года.
Вопрос 6:
Существует ли давление на руководство таможни со стороны бизнесменов и или политиков, которые ранее «контролировали» контнрабандные схемы на таможне?
Ответ:
Нет. Такого давления не существует.
Вопрос 7:
Есть информация, что определенная часть грузоперевозчиков после прихода Юлии Марушевской стала предпочитать растаможивать грузы через другие таможни. Соответствует ли это истине, и с чем связана такая тенденция?
Ответ:
(Смотрите также ссылку в вопросе 3). Мы работаем с белым и честным бизнесом. Те, кто привыкли работать благодаря взяткам и коррупционным схемам, избегают Одесскую таможню. Мы ставим целью сделать максимально удобный и быстрый сервис для оформления именно честного бизнеса, которому мы можем доверять. Поэтому охотно таких предпринимателей ждем у себя.
Вопрос 8:
Существуют ли законные и подзаконные акты и инструкции касательно работы таможни, которые мешают реформированию этого ведомства? Будут ли вноситься вопросы в ВР для ликвидации нефункциональных законов и инструкций, которые мешают реформированию? Какие именно инструкции и законы мешают реформированию таможни?
Ответ:
Законодательство сегодня несовершенно. Есть высокий уровень бюрократизации и зарегулированности процессов. Наши реформы, в частности, предусматривают внесение изменений в законодательство, чтобы упростить процедуры таможенного оформления, а также максимально автоматизировать этот процесс. Также в наших изменениях в законе предусмотрена возможность увеличения заработной платы для работников таможни.
Вопрос 9:
Существуют ли до сих пор кланы «влияния», «решалы», которые пытаются «найти общий язык» с руководством таможни?
Ответ:
Никто из недобросовестных «решал» не пытается найти общий язык с руководством таможни. Наша позиция четкая, и мы о ней заявили с самого начала: руководство таможни не собирается договариваться ни с кем из тех, кто хочет решать вопросы коррупционным путем. Мы не собираемся участвовать в «договорняках». Соответственно, никто и не пытается договориться.
Вопрос 10:
Сколько коррупционных случаев среди сотрудников таможни было выявлено службой безопасности таможни за время руководства Юлии Марушевской? Сколько открыто уголовных производств?
Ответ:
Вот свежий случай: из-за подделки документов на Одесской таможне ДФС уволены четверо сотрудников. Еще трем объявлены выговоры. Таковы результаты служебного расследования. Установлено, что на таможенном посту «Одесса-порт» сотрудники подделали документы при оформлении экспорта древесины в Китай. Выявлено, что таможенники намеренно не провели осмотры 16-ти контейнеров, а акт осмотра подделали. Материалы переданы в прокуратуру для досудебного расследования. Правоохранительные органы определят наличие коррупционной составляющей в действиях таможенников.
Вопрос 11:
Какие изменения (реформы) в работе таможни стоит ожидать в ближайшее время?
Ответ:
Мы работаем над нашим основным проектом - это Открытое таможенное пространство. Его реализация будет означать изменение философии работы таможни. Таможня перестанет ассоциироваться с лишним контролем, давлением, убытками и взятками. Она станет синонимом прозрачности, цивилизованности и качественного сервиса.

В рамках проекта мы создаем новую зону таможенного оформления в Одесском порту. Таможенное оформление там будет осуществляться круглосуточно, а время оформления составит от 15 минут до 1:00. Он предусматривает внедрение электронной системы ASYCUDA, которая будет интегрирована в существующие информационные базы. Это позволит беспристрастно и объективно определять таможенную стоимость. Автоматизация процесса позволит унифицировать правила, избежать старых схем и минимизировать человеческий фактор.

Планируем набрать на работу 132 новых работника, которые будут работать в новой таможне. Процесс набора сейчас продолжается. В такую закрытую структуру, как таможня, попадут люди не по связям или за деньги, чтобы потом «отбить» их за счет взяток. Это будут новые люди, которые станут лицом качественно нового таможенного сервиса.

Мы понимаем, что в условиях сегодняшней конкуренции, бизнесу нужно без лишних задержек доставлять свою продукцию до конечного потребителя. Мы идем навстречу честным предпринимателям, чтобы они без взяток и так называемых «благодарностей» получали качественный сервис. Наша первичная цель - чтобы Одесская таможня стала примером для других регионов.

Открытое таможенное пространство заработает на месте Морского вокзала в Одессе весной. Во время недавней конференции 25 января был заложен символический, первый, кирпич для будущей зоны таможенного оформления.