фото: mfa.gov.ua

В среду, 2 марта, в Минске соберется контактная группа по минским соглашениям, а на следующий день - 3 марта, в Париже пройдет очередная встреча глав МИД "нормандского формата". К последней встрече оказалось приковано всеобщее внимание после недавнего визита в Киев глав МИД Германии и Франции. Последние очень жестко поставили вопрос о том, что сторонам нужно договориться в ближайшее время по процедуре проведения выборов в Донбассе. И назвали в качестве ключевой дату именно встречу в Париже, где и должны быть приняты принципиальные решения по принятию специального закона о выборах на неподконтрольной Украине части Донбасса. Накануне судьбоносного мероприятия "Страна" отвечает на основные вопросы по перспективам примирения на востоке Украины. 

1. Чем важна встреча?

3 марта в Париже соберутся Павел Климкин, Сергей Лавров, Жан-Марк Эйро (Франция) и Франк Штанмайер (Германия). Последний на этой неделе вновь заявил, что главный вопрос встречи – это проведение выборов на Донбассе. При этом, Штанмайер впервые назвал более-менее четкие сроки, когда выборы должны состояться – это первая половина 2016 года.

Такой временной промежуток не случаен. Как раз к середине года ЕС должен определиться с продлением санкций против России. Продлевать их не хотят, но публично уже озвучено, что снятие санкций находится в зависимости от выполнения минских соглашений. Потому в ЕС заинтересованы, чтоб они были хотя бы формально выполнены. Проведение выборов для этой цели подходит лучше всего - в отличие от изменений в Конституцию Украины их организовать можно достаточно быстро. США также демонстрируют готовность "закрыть вопрос" до ухода со своего поста Барака Обамы и его команды. Но для реализации всех этих масштабных планов нужна самая малость - чтоб уже на встрече в Париже стороны принципиально согласовали все спорные моменты по закону. Это возможно только, если стороны пойдут на очень серьезные взаимные уступки.

 2. О каких компромиссах идет речь?

Как рассказал нам источник "Страны", близкий к контактной группе, расхождения по закону о выборах касаются нескольких вопросов. Первый - сепаратисты настаивают на том, чтобы выборы проходили по мажоритарной системе, причем партии не могли бы выдвигать своих кандидатов (только местные общественные организации). Украинская же сторона говорит о пропорциональной системе (как в остальной Украине). Второе - ДНР/ЛНР требуют введение ценза оседлости для кандидатов в 5 лет (то есть, чтобы они этот срок жили на территории, где избираются). Украина против этого. Третье - украинские представители хотят, чтобы данные протоколов с избирательных участков направлялись напрямую в Киев, а сепаратисты настаивают, чтобы они поступали в территориальные комиссии, а потом уже оттуда в ЦИК. 

По словам источника "Страны", самый принципиальный вопрос - система выборов (пропорциональная или мажоритарная). Если по нему договорятся, то и по остальным также придут к компромиссу. Правда, как говорит источник, время от времени стороны выдвигают друг другу и новые требования. Например, представители Украины не так давно выступили с инициативой "обнулить" результаты "выборов" в ДНР/ЛНР, которые проходили в 2014 году. То есть, лишить власти Плотницкого и Захарченко. В публичном пространстве выдвигаются идеи создать некое "переходное правительство" на неподконтрольных территориях, во главе с представителями лояльной к России части украинской элиты, с которым бы мог иметь дело Киев (а с Захарченко и Плотницким он дел иметь не хочет). Но пока нет никаких сигналов о том, что на такой вариант может согласиться Россия и, тем более, сами сепаратисты. 

3. Каким может быть итоговый вариант?

По мнению политолога Вадима Карасева, компромиссный вариант может быть таким: выборы на Донбассе проходят по мажоритарной системе, но туда дают зайти и украинским партиям (в первую очередь речь идет об "Оппозиционном блоке", у остальных партий мало шансов). При этом большая часть сепаратистов получат амнистию, за исключением наиболее одиозных персонажей. 

Кость Бондаренко добавляет, что при таком раскладе, выборы могут пройти уже в июне-июле этого года. "Тогда в "республиках" появятся легитимные представители власти, которые смогут вести диалог с Киевом", - говорит Бондаренко.  

4. Если придут к компромиссу, то проголосует ли Верховная Рада?

Единственная партия, которая уже сейчас готова дать голоса в полном объеме за закон о выборах на Донбассе – это "Оппозиционный блок". "Батькивщина" и "Самопомощь" неоднократно заявляли, что и конституционная реформа, и закон о выборах – это предательство национальных интересов и голосовать они не будут. Остаются "Блок Петра Порошенко" и "Народный фронт". В последнем пока голосовать не намерены.

"Выборы не могут проходить, пока не будут решены основные пункты Минского соглашения. Это выдача всех украинских пленных, возвращение контроля над границей Украине, полное разоружение боевиков. Пока все это не будет выполнено, ни о каких выборах речь не может идти", - заявил "Стране" нардеп от "Народного фронта" Леонид Емец.

Не в восторге от перспективы выборов и в БПП. "Никакие выборы на Донбассе не могут проходить, пока нет разоружения боевиков. Это позиция нашей фракции", - сказал "Стране" Валерий Пацкан. То есть, кроме ОБ и, возможно, еще нескольких десятков депутатов из других групп и внефракционных, никто голосовать не намерен. Да и заявления Петра Порошенко и его людей в последнее время не очень оптимистичные относительно выборов. В и без того сложной политической обстановке президент явно не хочет заниматься проталкиванием через парламент непопулярных среди своих избирателей законов.

С другой стороны, опрошенные "Страной" политологи говорят, что все зависит от давления Запада. Если ЕС и США займут жесткую позицию, то голоса найдутся. "Штанмайер назвал срок в полгода, потому, что во втором полугодии 2016 года Европа должна решить вопрос о санкциях в отношении России. Не секрет, что ЕС не хочет их продлевать. И это такой сигнал Украине – давайте, вопрос надо решать быстрее. Поэтому, если будет давление Запада, то голосование, скорее всего, пройдет", - уверен Вадим Карасев. 

Действительно, если у Порошенко будет воля провести этот закон, то 226 голосов в Верховной Раде наберется. Это и большая часть БПП, и "Оппозиционный блок", и ряд депутатских групп и многие внефракционные депутаты. 

5. Так чего ждать от встречи?

С одной стороны, учитывая настрой стран Запада, есть шанс, что договоренностей удастся достичь. С другой стороны, все таки играет большую роль фактор полного отсутствия взаимопонимания по линии Киев (с одной стороны) и Россия/сепаратисты с другой. И не факт, что даже давление США и ЕС сможет эту ситуацию переломить. О том, почему в Украине не хотят форсировать выборы и принимать закон - сказано выше. Не все просто и со стороны России. С одной стороны, Москва заинтересована в отмене санкций и в нормализации отношений с Западом. А для этого нужно проводить выборы. С другой стороны, как сказал нам источник в политических кругах России, там считают, что проводить выборы без изменений в Конституцию Украины и закона "Об особом статусе" бессмысленно: "это будет полная профанация, на которую у нас идти не хотят. А голосов за изменение Конституции в парламенте Украины нет и еще долго не будет".

Кстати, об этом же вчера заявил и "глава" ДНР Александр Захарченко: "если Берлин и Париж смогут принудить Киев к выполнению его обязательств, то тогда вопрос о выборах может встать в повестку дня. Однако тут я должен сказать, что мы не согласимся на то, чтобы "разменять" на выборы другие пункты Комплекса мер. Все остальные пункты Минских соглашений, включая конституционную реформу на Украине, закон об особом статусе Донбасса и многое другое, должны быть выполнены" 

По словам источника "Страны" близкого к переговорам, большое значение будет иметь заседание Контактной группы в Минске 2 марта. Если группа согласует хотя бы самые острые моменты, то шансы на результативность встречи в Париже будут высокие. Если же не согласует, то заседание Нормандской четверки сведется к очередному решению "договариваться дальше". При этом все стороны будут пытаться представить, что соглашения нарушаются не по их вине.   

В случае окончательного срыва выборов (а значит и всего минского процесса), по мнению Вадима Карасева, конфликт на Донбассе может развиваться по двум направлениям. Он может окончательно перейти в разряд замороженного, который разрешится в долгосрочной перспективе в зависимости от состояния дел в Украине и России. 

"Называется, кто кого пересидит, - говорит Вадим Карасев. - Если экономическая и политическая ситуация будет быстрее ухудшаться в Украине – то ей придется идти на уступки. Если в России – то ей".

Но Карасев не исключает и перехода конфликта в "горячую стадию", напоминая, что прошлые минские соглашения были заключены после Илловайского и Дебальцевского котлов, которые вынуждали Киев идти на переговоры. И у России может возникнуть соблазн повторить этот опыт еще раз.