Минобразования 11 августа, утвердило учебные программы для начальной школы. С полным текстом можно ознакомиться на сайте ведомства, но в целом, нагрузку на школьников сократили. Как поясняют в МОН - для того, чтобы привести программы в соответствии с возрастом младшеклассников и в рамках подготовки к переходу на 12-летнее образование. "Страна" разбиралась, как изменится начальное образование. 

Без техники чтения и советских песен

Среди изменений, которые предложили в МОН: отмена фиксированных часов для изучения тем, и техники чтения в нынешних ее рамках – подсчет слов за минуту.

Помимо этого, планируется упростить программу изучения украинского языка – как поясняют в МОН, в 1-2 классах снято изучение сложных тем относительно условного обозначения слов и предложений, взамен добавлены темы и задания на развитие устной речи. А еще в рамках декоммунизации из программы убрали советские песни.

Как объяснил заместитель министра образования Павел Хобзей, таблица умножения будет рассматриваться во втором семестре второго класса - до 5. Что касается требования учить наизусть таблицу сложения и вычитания в 1-2 классе - то оно снято.

 "За" и "против"

В МОН уверяют, что изменения косметические, а также, что они не повлияют на итоговый уровень образования школьников начальных классов.

"Эти изменения направлены на два главных момента, - поясняет "Стране" директор киевской СШ 148, член коллегии МОН Сергей Горбачев. – Во-первых, теперь будет больше самостоятельности и доверия учителю, который сам решает, сколько времени нужно, чтобы дети хорошо усвоили тему. И, во-вторых, теперь программы более соответствуют возрастным особенностям детей начальной школы".

Мнения учителей относительно изменений разделились. Опрошенные "Страной" педагоги однозначно поддержали отмену фиксированных часов на каждую тему. "Это очень хорошая инициатива, - говорит "Стране" учительница киевской школы Лариса К. – На некоторую тему нужно, например, не два часа, а четыре – и теперь учитель сам сможет решать". 

При этом, в "косметических" изменениях МОН есть два момента которые вызвали резонанс. Первый - это отмена техники чтения. Ее негативно восприняли опрошенные "Страной" учителя, и эксперты. 

"Сейчас детей хоть что-то стимулирует учиться нормально читать, потому что за технику чтения ставят оценки. А так те, кто читал по слогам, так и будут это делать до пятого класса, а то и позже, если родители сами не занимаются с детьми", - говорит "Стране" Анна К., учительница младших классов из Запорожья.

Как рассказал "Стране" член Национальной академии наук, экс-министр образования Василий Кремень, к отмене техники чтения в НАН тоже отнеслись с прохладой. "Мы принимали участие в обсуждении этих изменений, - говорит Кремень. - Есть замечания, в частности к скорости чтения. Считается, что существует тесная взаимосвязь между скоростью чтения и способностью ребенка запоминать текст. Потому, желательно, чтобы она определялась". 

В МОН с таким определением не согласны. Там говорят, что теперь больше будет делаться упор на качество чтения, а не на скорость. Как поясняет "Стране" советник министра образования и науки Иванна Коберник, в программе расширены качественные показатели техники чтения. "Учитель должен работать над тем, чтобы ребенок читал правильно, выразительно, осознанно, понимал прочитанное", - говорит Коберник. 

Сложение и вычитание по-новому

Второй спорный момент - это отмена требования учить наизусть таблицу вычитания и сложения. У многих это вызвало непонимание - например, родители боятся, что теперь дети вообще перестанут вычитать и складывать. 

"Не понимаю, зачем нужно было так упрощать программу. И что значит, не будет сложения и вычитания? А чему их будут учить?", - пишут на родительском форуме.

"Зачем учить таблицы, есть калькулятор? Так получается?", - возмущаются другие. 

В МОН успокаивают - там говорят, что дети будут учиться и вычитать, и складывать, но теперь им не нужно это зубрить. "С 1 класса детей учат выполнять арифметические действия в пределах ста", - говорит Коберник. 

По мнению эксперта Андрея Черных, так закладывается новый подход - обучение детей пониманию процесса, а не зубрежке. 

"Главное, чтобы дети понимали механику, а не просто запоминали, - говорит "Стране" Черных. - Вот, например, один из негативных примеров ВНО - абитуриенты заучивают вопросы и ответы, и все". 

Упор на учителей

В целом, по мнению Кременя, нынешние изменения - это пока подготовка к более масштабным реформам. Речь идет о переходе на 12-летнюю школу. "Уже в 2018 году начнутся серьезные изменения в программе обучения в начальных классах и вообще в системе среднего образования. И тогда уже можно будет их конкретно рассматривать", - добавляет Кремень. По его словам, до многих из учителей нужно будет донести информацию о том, какие изменения вообще приняты. 

Главная цель МОН - грамотно распределить нагрузки на учеников, что, в итоге, должно привести к повышению качества образования. В целом, еще с прошлого года, отмечалось, что уровень знаний выпускников падает - об этом говорят результаты внешнего независимого тестирования. "Украинские выпускники общеобразовательных школ в целом показали низкий уровень знаний", - так комментировал итоги ВНО в 2015 году тогдашний глава Центра оценивания качества образования Игорь Ликарчук. В этом году ситуация не изменилась кардинально. 

Василий Кремень добавляет, что одна из главных проблем среднего образования - это откровенно низкий уровень педагогического состава. Это отметили и в МОН - в этом году балл поступления на педагогические специальности был очень низким. Что вызывает беспокойство в министерстве. 

"Без высокой квалификации учителей ни одна реформа не будет работать, - уверен Кремень. - Сейчас, во-первых, в педагогические вузы идут далеко не лучшие абитуриенты - говоря откровенно, худшие. А во-вторых, лучшие из выпускников этих вузов не идут работать в школы. Вот и получается, что квалификация учителей оставляет желать лучшего". 

Главная проблема, по мнению и экспертов, и самих учителей - это низкая зарплата, которая не стимулирует талантливых абитуриентов выбирать профессию педагога. Вторая проблема - это недобор в педагогических вузах, за счет чего, туда берут всех. "Нужно более ответственно подходить к конкурсу на специальность учителя. И, конечно, повышать зарплату. Иначе не будет никакого смысла в реформах", - заключает Кремень.

Подписывайся на "Страну" в Telegram. Узнавай первым самые важные и интересные новости